Дети-инвалиды должны получить право учиться как в специализированных, так и в обычных школах, где для них должны быть созданы особые условия, считает замглавы думского комитета по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.
«Мы не считаем правильным механически разламывать систему специальных образовательных учреждений, которая существует в РФ. Но мы точно также уверены, что каждому родителю, который хочет, чтобы его ребенок учился в интегрированных или, как сейчас модно говорить, инклюзивных условиях, такое право должно быть предоставлено. Государство обязано создавать условия для образования и в специальных, и в обычных инклюзивных образовательных учреждениях», – сказал Смолин в пятницу, 12 декабря, во время онлайн-конференции.
Смолин также сообщил, что думский комитет вместе с министерствами и общественными организациями инвалидов подготовил поправки в законодательство в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, но получил отрицательное заключение правительства. «Закон находится в состоянии продолжения работы, и мы надеемся, что конвенция (о правах инвалидов) поможет нам ускорить его принятие», – отметил он. Напомним, Россия в конце сентября подписала Конвенцию о правах инвалидов, но пока не ратифицировала ее.
Руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, в свою очередь, отметил, что многое зависит от местных властей. «Не дожидаясь того, что будет принято или не принято на уровне Думы, президента, там, где внятные и нормальные губернаторы, где работает общественность, там уже есть некоторые подвижки по инклюзивному образованию – хотя бы делают приспособленную среду для школ. Это самый первый и, конечно, самый элементарный шаг», – считает он.
В некоторых российских школах уже открылись классы, где дети-инвалиды и здоровые дети учатся вместе. По мнению Гонтмахера, такое соседство ни в коей мере не усложняет педагогический процесс, многое зависит от педагогов. Очень важно, чтобы «общественное мнение формировалось в эту сторону», сказал Гонтмахер. |