Главная » 2010 » Февраль » 01
На пороге февраль, и уже пора считать «до экзаменов осталось…». Текущая работа по подготовке детей к ЕГЭ идет полным ходом, и все время кажется, что можно научить и больше, и лучше. Не только ради баллов. Учитель стремится к совершенству, правда, не всегда ясно видит пути к нему. Больше тренироваться? Обучать хитростям устройства тестов? Расширять знания по предмету или фокусироваться на частных случаях? Однако помимо наших субъективных представлений о том, «как надо» и «что должно», существуют данные компетентного анализа результатов, которые демонстрируют наши ученики. Мы предоставляем читателю материалы, составленные предметными федеральными комиссиями по итогам экзамена прошлого года.
Математика Выпускники, показавшие «хороший» и «отличный» уровни подготовки, в среднем продемонстрировали достижение практически всех проверявшихся требований стандарта. Группа с «удовлетворительной» подготовкой овладела 11 из этих требований, группа с «низкой» подготовкой – только 5–6 требованиями. Выпускники, показавшие минимальную подготовку, имеют фрагментарные знания, могут применять на базовом уровне (в стандартных ситуациях) лишь некоторые (2–3) из изученных алгоритмов. Традиционно невысокие результаты получены при решении геометрических задач базового и повышенного уровней сложности. Многие экзаменуемые вообще не приступали к их решению. Таким образом, ситуация, сложившаяся в школе, явно неблагоприятна в отношении изучения геометрии. Четверть всех участников показали «хороший» и «отличный» уровни подготовки. Они выполняют от 2 до 8 заданий повышенной сложности, что свидетельствует об их способности к решению проблем, требующих применять математику в нестандартной ситуации.
Русский язык
Минимальная граница определяется объемом знаний и умений базового уровня, без которых невозможно продолжение образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это владение на базовом уровне лексическими, орфографическими и морфологическими нормами; умение создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; способность к смысловому анализу текста: умение формулировать проблему, поставленную автором прочитанного текста, и опр
...
Читать дальше »
|
О том, как изменятся в этом году задания по Единому госэкзамену, рассказал директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов.
- Основные новшества будут в ЕГЭ по математике и обществоведению. В первом случае к заданиям по алгебре и началам анализа добавлена геометрия. Совет по ЕГЭ при Президенте России обратил внимание, что в прежние годы этого раздела не было, хотя и в государственных образовательных стандартах, и в школьной программе он есть. Просили нас об этом и ректоры. Специалисты, а среди них есть и школьные учителя, и профессора МГУ, подготовили новый вариант контрольно-измерительных материалов по всему курсу математики. Демонстрационный вариант был выложен на нашем сайте еще летом. И вот в конце прошлого года его доработали и утвердили. - Чем новый вариант ЕГЭ по математике отличается от предыдущего? - Из него исключена часть «А» - та, в которой надо выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Стало больше практических задач, добавились задания по геометрии. В первой его части («В») - 12 заданий базового уровня сложности, в которых надо найти правильный ответ: решить пример или задачу. Вторая часть («С») состоит из шести заданий. Здесь уже и ответ нужен развернутый, и поискать его придется подольше. Задания С1 - С4 - это повышенный уровень сложности, С5 и С6 - высокий. - Экзамен стал сложнее или проще? - Он стал более добротным. Мы обкатали его на очень большой контрольной группе - 30 тысяч человек. Средний балл у тех, кто решал новый вариант ЕГЭ, не отличается от того, что был у ребят в прошлом году. Зато теперь есть возможность точнее дифференцировать показанный результат. Часть «В» по силам решить любому даже без какой-либо целенаправленной подготовки - задания выложены в открытом доступе. Это будет уровень тройки. На более высокую оценку надо решить задания из части «С». Вот над ними придется подумать - с разбегу их решить будет трудно. Задания С1 - С5 за четыре часа экзамена преодолимы для школьника, который учил предмет. А вот задание С6, по оценкам экспертов, - это уровень мехмата МГУ. Если кто-то из гуманитариев не решит его, ничего страшного или стыдного не будет. - Зачем в ЕГЭ по обязательному предмету включать такие сложные задания? - Профильным техническим вузам надо отбирать среди абитуриентов тех, кто в состоянии освоить
...
Читать дальше »
|
1 февраля — особая дата в новом распорядке поступления в вузы. В этот день все высшие учебные заведения страны обязаны вывесить на своих сайтах и стендах при входе в здания правила, по которым будут набирать абитуриентов летом. Впервые новая система набора в вузы была опробована в прошлом году. Первый блин, как ему и положено, вышел комом: абитуриентов до последнего держали в неведении, а правила менялись чуть ли не ежедневно. Сейчас, заверяют власти, все будет по-другому. Общие правила и перечни экзаменов по каждой специальности и направлению подготовки утверждены и на этот год меняться не будут. А каковы они, вузы должны объявить не позже 1 февраля. На сайте вуза должна быть информация: — о специальностях и направлениях подготовки, на которые он набирает студентов; — о количестве бюджетных и платных мест, — а также о категориях набираемых студентов — бакалавров, специалистов, магистров. Другой важный блок информации — перечень вступительных испытаний по каждому направлению подготовки или специальности. Общий список обязательных экзаменов утвержден Минобрнауки. Однако вуз вправе взять из него три или четыре испытания на свое усмотрение (обязательным для всех является только русский язык и профильный экзамен). Кроме того, 24 ведущих вуза имеют право вводить собственные — дополнительные — вступительные испытания плюс к результатам ЕГЭ, обязательным для всех. Таким образом, количество экзаменов в разных вузах может различаться на 1—2. Вся информация о них также должна быть вывешена каждым вузом в Интернете до 1 февраля. За исключением дополнительного экзамена все прочие правила приема едины для всех вузов. По сравнению с 2009 годом они изменились мало. Главные отличия — запрет подавать заявления о приеме более чем в 5 вузов на 3 конкурса в каждом, а также право вузов устанавливать минимальный порог баллов и по непрофильным предметам. Кроме того, доля поступающих по целевому набору сократится с 30 до 20%, а число этапов зачисления в вузы — с трех до двух.
|
В Федеральном агентстве образования убеждены: 2010 год нужно объявлять "Годом подготовки к переходу на уровневое образование”. Без экстренных мер многие вузы попросту не успеют подготовиться к массовому приему бакалавров и завалят набор. А в итоге пострадают студенты. С 2011 года российское высшее образование перестает готовить специалистов и окончательно переходит на уровневую систему подготовки по схеме "бакалавр (4 года) + магистр (2 года)”. Это — принципиально иное обучение — как по форме, так и по содержанию. Чтобы вести его, надо серьезно готовиться: писать новые программы, обкатывать методику обучения, переучивать преподавателей. Отдельная песня — подготовка к непривычным новшествам абитуриентов и работодателей: идея "укороченного” высшего образования в нашем обществе по-прежнему непопулярна. Однако ничего этого в масштабах страны не происходит, констатировали участники коллегии Федерального агентства по образованию. Взять хотя бы систему повышения квалификации преподавателей. Формально под переход на уровневую систему разработаны 250 программ. Однако их ценность оставляет желать лучшего, считают в ведомстве: "Ряд программ дают слушателям не практические навыки, а теоретические сведения. Например, о том, что такое Болонский процесс. Количество наконец должно перейти в качество!” Впрочем, с количеством тоже беда. По оценкам экспертов, переход на новую систему возможен лишь, если переподготовка охватила 70% преподавателей. У нас же ее прошли лишь 5—7%, констатировал глава ведомства Николай Булаев. Таким образом, "главная задача 2010 года — подготовка к переводу на уровневую систему в 2011 году всего высшего образования”, — подчеркнул он. И главную роль в решении этой задачи возьмут на себя федеральные и исследовательские университеты. Другое узкое место — неподготовленность к переходу общества в целом. И здесь, что называется, тоже конь не валялся. Спрос на обучение по траектории бакалавриата среди абитуриентов крайне мал. И, что еще хуже, практически не растет, замерев на уровне десятилетней давности (по данным Рособр
...
Читать дальше »
|
Сегодня премьер Владимир Путин проведет совещание по оптимизации госуслуг, предоставляемых Минобрнауки. Аналогичное совещание по Минсельхозу премьер провел две недели назад. По его итогам административную нагрузку на агробизнес сократили на 70%. Один из вопросов, которые будут обсуждаться сегодня, — лицензирование вузов, рассказывают собеседники из рабочей группы руководителя ФАС Игоря Артемьева (занимается инвентаризацией госуслуг). Этот вид лицензирования единственный не подпадает под закон о лицензировании, а регулируется законом о высшем образовании, говорит чиновник ФАС. Чтобы получить лицензию, вуз должен иметь свидетельство о собственности на учебное здание или его долгосрочной аренды, помещения должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, а штат набран. Дальше заключается договор с Рособрнадзором, и ведомство присылает комиссию, которая выдает платное экспертное заключение. «После стольких вложений вы будете готовы заплатить любые деньги, чтобы это заключение оказалось положительным», — резюмирует чиновник ФАС. Лицензирование вузов должно подпадать под общий закон и быть заявительным, считают в ФАС. «Принимается решение об открытии вуза, собираются документы, отправляются в Рособрнадзор, и ведомство решает — давать лицензию или нет», — рассказывает собеседник «Ведомостей». Когда вуз заработает, комиссия Рособрнадзора сможет проверять его на соответствие требованиям лицензии, но проверки будут бесплатными, рассказывает чиновник ФАС. Минобрнауки согласно, что процедуру лицензирования нужно радикально упрощать. Будем предлагать даже выдавать бессрочные лицензии (сейчас выдаются на пять лет), говорит министр Андрей Фурсенко. «Однако окончательное решение за премьером», — добавляет он. Детали будут обсуждаться на совещании, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, «лицензирование должно обеспечивать качество образовательных услуг». Помимо лицензирования вузов на совещании обсудят совершенствование механизма их аккредитации, а также процедуры подтверждения диплома и научных работ. Проректор ГУ-ВШЭ
...
Читать дальше »
|
В столице прошла акция «Остановим радикализацию молодежи». Надо сказать, что это название не совсем соответствовало призывам собравшихся на митинг молодых людей. Все лозунги, которые выкрикивали морозным январским днем возле памятника Карлу Марксу, — для того, чтобы обратить внимание на бедственное положение студентов. «Работать параллельно учебе в моем институте не получается, а на стипендию не проживешь», — сказал один из студентов. Действительно, не все же паркуют «ауди» и БМВ у входа на факультет. И вот на защиту тех, кому стипендии даже на подержанный «запорожец» вряд ли хватит, и встали манифестанты. Среди их требований: объявление моратория на взимание платы за обучение в вузах на период кризиса, повышение стипендий, отмена ЕГЭ, квотирование рабочих мест для молодежи.
|
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на днях утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. О том, что при этом изменится в школьном образовательном процессе для учителей, учащихся и их родителей, рассказал в интервью РИА Новости директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко. - Игорь Михайлович, скажите, в чем отличие нового стандарта от прежнего, и почему образование нуждается в подобных переменах?- Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса. Изменение структуры образовательных стандартов происходит не только в России, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе. В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны
...
Читать дальше »
|
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов заявил, что такие проявления насилия по отношению к ребенку, как болезненные и обидные шлепки, являются основанием для контроля над семьей со стороны органов опеки. «Это действие вне закона. Весь мир борется с насилием в семье. Ребенок может нести только моральное наказание», – сказал уполномоченный. Кроме того, Астахов сказал, что в законодательстве об изъятии детей из семьи не хватает подробной детализации, в каких случаях это нужно делать. «Надо прописать, какие основания «железные» для немедленного изъятия ребенка, а какие недостатки и в какой срок должны родители устранить. Такие правила могла бы разработать правительственная комиссия по делам несовершеннолетних», – сказал уполномоченный.
| |
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 |
|
|