Главная » 2009 » Октябрь » 08
Вчера состоялась коллегия министерства образования и науки. Основным вопросом повестки дня был вопрос «О государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительной кампании в учреждениях профессионального образования в 2009 году». Докладчиками по нему были глава Рособрнадзора Л.Н. Глебова и директор департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко.
Что я отметил для себя в докладах и обсуждении? Система аттестации по ступеням образования и мониторинга промежуточных результатов будет развиваться, ЕГЭ практически первый этап этой системы. При этом ужастиками типа «Ах, ЕГЭ в началке» можно не заморачиваться. Итоговая аттестация за курс полного среднего образвания — это одно, а за предыдущие ступени — совсем другое. ЕГЭ впервые позволил получить сопоставимую картину результатов образовывания наших детей в разных условиях. В регионах, в городах и сёлах, в дневных и вечерних школах, в лицеях, гимназиях и т.п. Были приведены данные исследования фонда «Общественное мнение». Интересно, что «более четверти россиян в возрасте от 18 до 30 лет уже имеют опыт сдачи ЕГЭ, при этом среди них доля одобряющих новую форму итоговой аттестации вдвое выше по сравнению с населением в целом». По данным ВЦИОМ «Отношение к ЕГЭ в целом имеет следующие особенности в целевых аудиториях. Наибольший процент позитивных оценок наблюдается среди учителей (58,2%). Среди учеников и родителей процент позитивных оценок ЕГЭ существенно меньше: среди учеников – 44,2%, среди родителей – 43,3%. Среди родителей наблюдается и наиболее высокий процент отрицательного отношения к ЕГЭ – 36%». Я понимаю, что привожу данные, говорящие «за» ЕГЭ. Но ведь привести данные, говорящие «против», желающих достаточно много. Отмечено, что существенно повысилась информационная безопасность системы передачи данных. В этом году не было серьёзных сообщений о «добыче» вариантов ЕГЭ. Основным местом нарушений пока являются ППЭ. Кстати, на пресс-конференции Глебовой задали вопрос — как покарали нарушителей процедуры? Ответ был примерно такой — конкретные меры по выявленным и зафиксированным случаям принимаются в порядке подчинённости. И успокоила присутствующих — наказаний было достаточно, и они не были формальными. Я для себя отметил, что речь шла о «выявленных и зафиксированных случаях». Это, как мне кажется, означает, что педсообществу, и ВИПу в том числе, надо думать и предлагать вариант — как повысить выявл
...
Читать дальше »
|
В России наблюдается системный кризис педагогического образования - в 2009 году педагогические вузы недобрали абитуриентов на бюджетные места, заявил в среду директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко. "Доля предпочтений абитуриентов в четыре раза ниже, чем доля выделенных бюджетных мест в педагогических вузах. Это говорит о системном кризисе педагогического образования и о необходимости скорейшего перехода на новые стандарты", - сказал Реморенко на заседании коллегии министерства образования и науки РФ. По его словам, наибольшей популярностью у абитуриентов в 2009 году пользовались такие специальности, как сфера обслуживания, информационная безопасность и энергетика. "В сфере обслуживания" доля бюджетных мест в 10 раз меньше, чем доля поданных заявлений", - сказал директор департамента. Он отметил, что необходимо при определении бюджетного приема на следующий год учитывать эту ситуацию, а также то, какие направления предпочитают абитуриенты. Реморенко отметил, что в 2009 году на общих основаниях в вузы поступило 62% всех абитуриентов, 6% поступили как победители и призеры различных олимпиад, 3% поступивших являлись льготниками и 29% поступили в вузы по целевому приему. Глава департамента отметил, что зачастую абитуриенты "обижались" на льготников и смешивали две категории льготников и целевиков. "Когда ребенок жаловался на льготников, исподволь имел в виду и целевиков", - добавил Реморенко.
|
Любовь Глебова рассуждает об инженерах – троечниках и ЕГЭ как индикаторе «реальной картины нашего образования», высказывает свое мнение по поводу ограничения числа вузов для абитуриентов будущего года, ЕГЭ у девятиклассников, коррупции и льгот. Об инженерах – троечниках«В технические и инженерные вузы у нас идут троечники. То есть люди, которые завтра будут делать нашу инновационную экономику, - самый слабоподготовленный пласт наших выпускников. Но разве раньше было по-другому? Просто об этом не говорили. Разве секрет, что физика в школе давно не преподается на таком уровне, чтобы все, кого принимают в технические вузы, были качественно подготовлены. Это не мой вывод. Высшая школа экономики проанализировала результаты Единого экзамена, и главный вывод: ЕГЭ показал реальную картину нашего образования». Об ограничении числа вузов«По статистике, на одного абитуриента приходится около 2 вузов. И какую проблему мы хотим решить путем ограничения количества вузов до пяти? А рискуем получить обратный эффект: подавал в два, а теперь, раз можно в пять, то и подаст в пять. Было поручение президента проработать эту проблему. Я считаю, что мы его выполнили, проведя дискуссии с ректорами вузов. Теперь дело за ними. Для нас здесь прежде всего важно мнение ректоров. Например, руководители Казанского, Южно-Уральского госуниверситетов говорят: "Нам все равно, сколько человек пройдет через приемную комиссию - тысяча или пять тысяч". Там система приема организована максимально четко, человека "обслуживают" в течение пары минут. Дело в том, что сильный вуз, если он уверен в себе, не видит проблемы в том, что человек попробует себя и в других местах. Как правило, это проблема для тех, кто чувствует себя не конкурентоспособным по сравнению с другими вузами. Вот для ограничения возможностей абитуриента вполне может сработать. Но удивительное дело. Когда я в разных аудиториях спрашиваю ректоров, ратующих за такое ограничение: "Какую проблему оно для вас лично решит?", отвечают - никакую. У меня нет однозначного ответа: ограничивать абитуриентов в выборе количества вузов или нет. Отследить, в какое количество вузов подал документы абитуриент, можно с помощью Федеральной базы свидетельств ЕГЭ. Ведь каждый абитуриент сегодня обязательно фиксируется после подачи документов для проверки их подлинност
...
Читать дальше »
|
Свой профессиональный праздник, Международный день учителя, в Москве отпраздновали 149 тысяч 210 педагогов, сообщила первый заместитель мэра в правительстве столицы Людмила Швецова. «Именно столько их трудится в системе департамента образования Москвы», – сказала Швецова в понедельник, 5 октября. «89,5% из этого числа – женщины, что является отличительной и, увы, не самой положительной чертой современной школы. Здесь налицо тот самый гендерный перекос», – отметила она. По словам Швецовой, по возрастному составу московские учителя делятся на несколько групп. Самая большая – люди пенсионного возраста (20,7%). Далее следует группа 25–35-летних (15,2%), 45–50-летних (15,1%), 50–55-летних (14,3%) и 40–45-летних (13,4%). «Самая небольшая группа (6,8%) – педагоги, которым 25 и менее лет», – уточнила Швецова.
|
На встрече с участниками Всероссийского конкурса "Учитель года России" Дмитрий Медведев однозначно выссказался за сохранение Единого государственного экзамена и поддержал смелые идеи заменить 5-балльную оценку на 100-балльную. Получается, что педагогам и ученикам уже сейчас надо тщательно изучить новые контрольно-измерительные материалы по единому госэкзамену, выложенные для обсуждения на сайте Федерального института педагогических измерений. Считаю, что ЕГЭ – это всё-таки шаг вперёд и довольно значительный. Не только потому, что так в основном работают во всём мире, действительно, прежние экзамены всё-таки во многом ушли в прошлое, но и потому, что, на мой взгляд, это более справедливая система оценки знаний. Мы в конечном счёте всё-таки оцениваем знания отдельного человека, а ни знания школы, ни степень подготовленности педагогического коллектива, ни мастерство отдельного учителя, хотя от этого зависит очень многое. От того, насколько учитель способен зажечь своим предметом ученика, действительно зависит и уровень его подготовки, но не всегда. А усреднённо эта система, как мне представляется, имеет очень много положительных моментов, о которых вы мне как раз ещё рассказали. Это и действительно некая большая справедливость, и возможность поступать различным ученикам в различные университеты независимо от того, где живёт человек – в Москве или где-нибудь в глубинке. В известной степени антикоррупционная направленность этой меры, но она связана уже не со школой, хотя и в школе бывают разные чудеса, но, конечно, связана с отменой прежней системы вступительных экзаменов в высших учебных заведениях. Я об этом уже неоднократно говорил, я в вузе работал, работал долго, я знаю, как всё устроено. В этой ситуации почти нет никаких шансов позвонить ректору или ещё кому-то и сказать, что «такой-то должен быть принят». Можно в чём-то помогать, но если у него отвратительные результаты по ЕГЭ, он, конечно, не поступит, даже если за него вступился целый набор очень уважаемых людей или если это сопровождается известными подношениями. Но есть и, конечно, свои сложности. Заключаются они в том, что мы, по сути, только начинаем движение в этом направлении, и единый госэкзамен, по всей вероятности, потребует д
...
Читать дальше »
| |
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
|