Сейчас в активно обсуждается новый проект закона об образовании и уже на сегодня многие статьи вызывают полное недоумение и критику со стороны будущих студентов и работников ВУЗов.
Подготовка учеников и абитуриентов в области искусства теперь вызывает много спорных моментов. Например, музыкальные, хореографические, художественные школы, а их в России почти шесть тысяч, где учатся более полутора миллиона детей - в двусмысленной ситуации.
«Сейчас детские школы искусства относятся к учреждениям дополнительного образования, наряду с кружками, студиями, секциями в домах культуры. Отсюда проблемы: у муниципалитетов нет аргументов для нормального финансирования, даже если есть такое желание», – рассказывает директор Департамента науки и образования Министерства культуры России Олег Неретин.
Школы искусств все больше затрагивает статус автономных заведений, а это означает, что они сами должны зарабатывать себе деньги. Тут два момента – или поднимать плату за обучение или, как сейчас многие делают, сдавать в аренду помещения и открывать все больше коммерческих курсов и кружков. А от этого в первую очередь страдает обучение.
Директор Детской музыкальной школы имени Баха Ирина Домогацкая говорит, что: «Учебный план, по которому всегда действовали детские школы искусств, был создан по образу и подобию профессионального образования. Это комплекс необходимых предметов. У нас есть регионы, где учебные планы сокращены до трех-четырех предметов. И как в таком случае говорить о предпрофессиональном обучении?»
Стандарты законов всегда укрепляли эту ветвь образования. А теперь придется начинать обучение в творческой профессии не ранее, чем с пятнадцати лет так, как раннее обучение противоречит правам ребенка. «Учить играть на фортепиано надо обязательно в раннем детстве – руки надо ставить, пока связки мягкие. Балету нужно учить с десяти лет, ни в коем случае не с шестнадцати. Тот закон, который я читал, это вредительство не только русской культуре, но и российскому государству», – заявляет народный артист России Николай Цискаридзе.
Единственный свет в тоннеле – ситуация с Болонской системой. Многие школы по подготовки актеров, художников, кинематографистов освободили от Болонской системы. Это поможет и дальше поддерживать уникальную российско-советскую систему. Следующая проблема связана с аспирантурой в творческих вузах. Диссертации в музыкальных, хореографических или художественных вузах не должны существовать в «бумажном» виде.