Введение обязательного тестирования на наркотики в школах и вузах - один из вопросов, который обсуждается в рамках подготовки Стратегии государственной антинаркотической политики РФ. О целесообразности этой меры говорит руководитель общественной организации «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер. - Борис Львович, нужно ли, на ваш взгляд, вводить массовое тестирование школьников на наркотики? - Нет, это недопустимо. Мы не можем не доверять миллионам ребят. Массовое тестирование не только затратно и неэффективно, но еще и безнравственно. Куда будет поступать полученная информация? Кому станут известны персональные данные о детях? Не используют ли их потом в качестве «компромата»? Слишком много возникает подобных вопросов. - По данным медиков, впервые школьники пробуют наркотики в 14-15 лет. Если не тестировать, как с ними работать? - Вообще говоря, детьми надо заниматься. С ними надо разговаривать, любить их и объяснять им, насколько опасны наркотики, и это должны делать и родители, и школа, только не так формально, как мы привыкли. А главное – надо давать детям альтернативу, организовывать их досуг. Они не должны быть предоставлены сами себе. У детей должен быть интерес к жизни: увлечения, походы, спорт. - Но далеко ведь не все семьи способны обеспечить своим детям полноценный досуг, и не всегда родители могут «достучаться» до своих детей… - В подростковом возрасте почти во всех семьях возникают проблемы, и всегда будут неблагополучные семьи, где детьми не занимаются, поэтому тем более важно, чтобы у детей было отдохновение – в школьном или ином окружении. Есть три точки опоры – родители, школа, среда. Если не родители, то самым близким человеком для ребенка может стать, к примеру, тренер в спортивной секции. Если люди с душой занимаются детьми, то дети чувствуют это и всегда откликаются – и они буквально копируют нормы образа жизни, принятого в той среде, в какую они попали. Поэтому важно, чтобы досуговая сфера не была коммерциализирована, когда у одних есть возможность заниматься чем-то полезным и интересным, а у других – нет… - Тестирование студентов тоже недопустимо? К примеру, в МГТУ имени Н.Э. Баумана на военной кафедре оно уже введено. - Думаю, что в отдельных вузах тестирование возможно. Это элементарная правовая норма: если ты, допустим, идешь в космонавты, то должен знать, какие требования предъявляются к твоему здоровью, и соответствовать этим требованиям. Но тогда это должно быть оговорено в правилах приема в вуз. Молодые люди должны понимать, куда они идут, и, возможно, даже давать подписку о том, что согласны с условиями. При этом персональные данные о тех, кто прошел тестирование, ни в коем случае не должны быть общедоступными. Отчисление тех, кто не прошел тест, в этом случае возможно, только если оговорено в правилах приема. - А вообще – насколько серьезна, по-вашему, проблема наркомании в подростковой среде? - Мне сложно судить о масштабах проблемы, но я думаю, что России еще предстоит испытать то, чего другие страны уже «хлебнули». Особую опасность для нас представляет близость одного из главных поставщиков наркотиков в мире - Афганистана, границы с которым у нас фактически открыты. А это вопрос работы правоохранительных органов, в данном случае ФСБ, контролирующей границы. Прежде всего, надо просто обрубать каналы поставки наркотиков, и это вполне возможно. А массовое тестирование школьников попросту подменяет профессиональную работу правоохранительных органов, которая ведется сейчас в недостаточной мере. Ведь есть оперативные способы выявления того, каким образом наркотики попадают в школы: известны и поставщики, и каналы поставки. Но правоохранительные органы живут у нас своей жизнью – у них своя «палочная» система отчетности. Поэтому в заключении у нас сегодня находится распространителей наркотиков больше, чем воров. Мелкий распространитель – он же и потребитель, которого несложно «доить», и эту «мелочь» легко ловить и отчитываться затем большими цифрами… Предлагая использовать массовое тестирование на наркотики в школах и вузах, то есть прибегая к помощи врачей и работников системы образования, правоохранительные органы расписываются в своей беспомощности и неэффективности. Невозможно навести порядок ни в одной сфере нашей жизни, пока его не будет в самих правоохранительных органах. И тестирование сотрудников милиции и наркоконтроля на предмет коррупционности было бы, мне кажется, более эффективно, нежели тестирование ребят в школах на наркотики. |