В преддверии Дня учителя в Центре социально-консервативной политики прошёл XVIII пленум Всероссийского педагогического собрания (ВПС). Его участники рассмотрели итоги мониторинга, который осуществляли общественные наблюдатели во время сдачи ЕГЭ-2009.
Одной из центральных тем обсуждения стали новые задачи, стоящие перед преподавателями в связи с переходом на Единый госэкзамен. Роль школьного учителя в этом процессе будет становиться всё более значимой.
В мероприятии приняли участие 48 представителей Всероссийского педагогического собрания из 28 регионов, а также руководители Рособрнадзора, ректоры вузов, учителя, родители.
«Единый государственный экзамен, прошедший по всей стране, показал, что новая образовательная система ориентирована на обеспечение доступности высшего образования для детей, обучающихся в самых далёких регионах Российской Федерации. Как мне кажется, это самое важное достоинство ЕГЭ», – считает председатель ВПС Валентина Иванова.
Она отметила, что Всероссийское педагогическое собрание видит свою роль в дальнейшем повышении авторитета школьного учителя и его роли при подготовке к Единому госэкзамену. «Сегодня наша задача заключается в том, чтобы выявить лучшие технологии подготовки к ЕГЭ и сделать эти технологии достоянием всего учительства», – подчеркнула Валентина Иванова. Она считает, что в нынешней ситуации особенно важно усилить работу по подготовке и переподготовке преподавателей. Недостаточна их переподготовка один раз в 5 лет. ВПС намерено поставить этот вопрос перед Министерством образования и науки и Федеральным агентством по образованию. По мнению Валентины Ивановой, важно, чтобы подготовка учителя к ЕГЭ начиналась уже в педвузах, где готовят будущих преподавателей. Она надеется, что эта инициатива найдёт поддержку у исполнительной власти.
Учитель иностранного языка из Тамбова Ирина Дунаева отметила, что проблемы переподготовки педагогов особенно остро стоят в провинции. Причина – недостаточное финансирование этих программ из местных бюджетов.
«Государство должно взять на себя обеспечение региональных центров переподготовки. И когда это произойдёт, учитель почувствует внимание к себе и отдача от него будет намного больше», – заметила она.
Замруководителя Рособрнадзора Виктор Шаулин высказал парадоксальную мысль, что ЕГЭ было бы легче всего ввести в советской системе среднего школьного образования, когда та работала по единым стандартам. Сейчас, по его мнению, при всём многообразии обучающих методик предстоит установить общие ориентиры для всей системы образования. В этом должен помочь ЕГЭ. «Государственная итоговая аттестация должна проводиться государственными силами и быть объективной. С тем, что такая объективная проверка нужна, никто не спорит. Для этой цели и был создан инструмент – ЕГЭ. Однако важно контролировать, как этот инструмент работает», – считает Виктор Шаулин.
В свою очередь, представители ВПС, которые в этом году были в ряде регионов включены в состав экспертных комиссий, отметили, что общественный контроль позволяет сделать процедуру экзамена открытой и исключает фальсификацию результатов.
«Самое главное, чтобы работала система общественного контроля. Для этого мы должны в каждом регионе выставлять своих экспертов по ЕГЭ. Мне кажется, что выполнение этой миссии очень важно для нашей общественной организации», – согласилась Валентина Иванова. Она добавила, что будет добиваться, чтобы ВПС стало постоянным участником общественного контроля. В то же время озабоченность вызывает наплыв абитуриентов с весьма слабыми знаниями из ряда мест. «На следующий год ВПС готово взять на себя организацию экспертных выездных бригад для проверки регионов, где результаты ЕГЭ вызывают сомнения», – отметила Валентина Иванова.