Снижение числа учеников, которое влечет за собой сокращение численности учителей, - это закономерный процесс, сообщила в пятницу журналистам директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко. Ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщал, что число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч. При этом ведомство может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов. По его данным, сегодня в России около 13 миллионов учеников, рост их числа начнется не ранее 2015-2016 годов. Глава Минобрнауки предлагает в вопросах определения численности учителей опираться на мировой опыт. В Европе, по его словам, в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников, у нас сейчас - 9-10. Учитывая, что рост числа учеников из-за демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет, Фурсенко считает, что объективное уменьшение числа учителей может составить 200 тысяч человек. "Продолжающееся снижение численности учеников (хотя в начальной школе мы уже третий год имеем прирост численности детей), неизбежно повлечет за собой снижение численности учителей. Так происходило и ранее. Это процесс закономерный", - сказала Низиенко, отметив, что речь идет лишь о принятии мер для того, чтобы учитель, попав в зависимость от демографической ситуации, не оказался в числе безработных. "Мы должны обеспечить сохранение в системе образования хороших, качественных учителей, переподготовку, а затем и трудоустройство высвобождающихся учителей. Сегодня это возможно не только в школах, но и в детских садах, где сейчас не хватает воспитателей, и в учреждениях дополнительного образования, которые становятся все более значимыми, особенно сейчас, когда вводится новый стандарт, и обязательной становится внеурочная деятельность", - считает глава департамента. По ее мнению, перераспределение учителей внутри образовательной сферы позволит "ученикам получать качественное образование, и учителям работать там, где они привыкли, только в несколько ином, новом качестве".
Депутат-коммунист Константин Ширшов обратился к спикеру нижней палаты Борису Грызлову с просьбой "поставить на место" главу Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, который заявил, что число учителей в российских школах можно сократить. Фурсенко считает, что число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч. При этом, как он заявил , ведомство может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов. "Что же это он творит? Я не знаю, то ли сюда его вызывать по телефону и ставить его на место, то ли Вы (Грызлов) это сделаете так, как вы это умеете делать, у вас обязательно это получится! Так нельзя делать. В первую очередь выбросят на улицу сельских учителей", - сказал Ширшов в среду на пленарном заседании Госдумы. Глава Минобрнауки предлагает в вопросах определения оптимальной численности учителей опираться на мировой опыт. В Европе, по его словам, в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников, у нас сейчас - 9-10. Учитывая, что рост числа учеников из-за демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет, Фурсенко предлагает сократить число учителей с нынешних 1,2 миллиона до 1 миллиона.
Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко считает, что число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч. При этом, как он заявил, ведомство может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов. "В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт. В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас десять лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас - девять-десять учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников - к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения - 200 тысяч человек", - заявил Фурсенко.
Появление среди пользователей интернета сетевых диалектов, в частности, "олбанского" языка, неумение россиян пользоваться словарями и активная подмена понятий "грамотно" и "безграмотно" снижают уровень владения письменной и устной речью, сообщил во вторник главный редактор интернет-портала Грамота.ру Владимир Пахомов. Международный день грамотности отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. По определению ЮНЕСКО, "грамотным считается тот, кто может написать и прочитать короткий, простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное". Сегодня все еще около 774 миллионов человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, и 75 миллионов детей по-прежнему живут вне системы школьного образования.
Катастрофы не произошло
По мнению Пахомова, общий уровень грамотности за последние десятилетия снизился, но говорить о тотальной катастрофе было бы пессимистично. "Я как главный редактор интернет-портала работаю каждый день в интернете, читаю статьи в блогах, сообщения на форумах, и заметил, что высказывания на тему, "да не нужны мне ваши правила русского языка, я сам знаю, где мне ставить ударение и запятые", конечно, есть, но их немного на общем фоне", - заметил Пахомов. По его словам, школьники, пользуясь интернетом, чаще всего нарушают правила правописания и пунктуации. "Школьники, которых заставляют зубрить правила, выходят в интернет и, что называется, отрываются. Но в основном пользователи стараются писать грамотно. Что касается блогеров, то они свои мысли стараются формулировать грамотно и писать, соблюдая правила правописания, замечают друг у друга ошибки, указывают на них", - сказал главный редактор. Как отметил Пахомов, сегодня российские лингвисты говорят о том, что благодаря интернету и мобильной связи сформировалась особая разновидность русского языка - письменная разговорная речь или "олбанский" язык. "У нас была устная разговорная речь, у нас была письменная, в которой соблюдались все правила правописания, а сейчас появилась новая. Она оформляется на письме, но по своему составу абсолютно идентична письменной речи. Она быстрая, с пропущенными знаками препинания, без соблюдения правила прописных и строчных букв, с сокращениями и жаргонными словами", - заметил он.
Российские вузы в международных рейтингах недооцениваются, повысить международный престиж поможет преподавание на двух языках, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Для этого разрабатываем стандарты для преподавания на английском, так как именно этот язык чаще всего понимают студенты из разных стран мира, на нем публикуется научная литература. Для многих вузов переход не составит проблемы: многие наши профессора читают лекции за рубежом на английском, да и наши ведущие вузы часто приглашают читать курсы иностранных специалистов. Думаю, уже в ближайшие 2-3 года в России появятся англоязычные курсы, которые пожелают слушать и иностранцы" - отметил министр. При этом Фурсенко отметил, что российские вузы "сами часто виноваты в недооценке". "К примеру, у нас низки позиции в цитировании. Часто наши ученые, работая за рубежом, пишут свои имена под международными работами, не указывая страну и университет, который они представляют, считая это не важным. У нас в принципе не уделяют должного внимания научным публикациям в серьезных журналах. Причем часто научных статей нет вовсе не потому, что нечего публиковать, а потому, что лень. Мне говорят ученые: нам на это плевать, нас и так за рубежом все знают. На что я им говорю: если вы о себе не думаете, подумайте о престиже страны", - подчеркнул он. По мнению министра, у российских вузов низкий показатель по инновационным проектам и упускается такой параметр, как успех выпускника. "В отличие от западных учебных заведений у нас прощаются с выпускником, не интересуясь его дальнейшей карьерой", - сказал Фурсенко.
Международный день грамотности отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. По определению ЮНЕСКО, "грамотным считается тот, кто может написать и прочитать короткий, простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное". Сегодня все еще около 774 миллионов человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, и 75 миллионов детей по-прежнему живут вне системы школьного образования.
Член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции "Справедливая Россия" Анатолий Аксаков считает, что профобразование в стране должно быть ориентировано на современные потребности российской экономики. "Поэтому промышленные, строительные и прочие организации обязаны участвовать в техническом, материальном и кадровом обеспечении профтехучилищ", - заявил депутат. По его словам, без взаимной заинтересованности предприятий и училищ, готовящих рабочие кадры, "мы не добьемся реальных успехов в экономике". Говоря о возможных стимулах к поступлению в профтехучилища, Аксаков указал на необходимость поощрения наиболее способных их выпускников. "Им нужно присваивать соответствующую квалификацию и давать возможность на льготной основе поступать в вузы", - полагает парламентарий. Он также высказался за существенное повышение заработной платы представителям рабочих профессий. Депутат назвал "абсолютно чрезмерным" количество высших учебных заведений в стране. По его словам, необходимо "выработать жесткий подход к лицензированию вузовской деятельности". Политик считает также неправомерной излишне упрощенную систему поступления в вузы. "Помимо результатов ЕГЭ, нужно предусмотреть дополнительный экзамен или собеседование, соответствующие профилю учебного заведения", - отметил Анатолий Аксаков.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что в этом году российские школы лучше подготовились к учебному году, чем в прошлом. "По нашему мнению, готовность школ лучше, чем в прошлом году. Это не значит, что все были готовы - несколько школ на ремонте, и поэтому ребята начали учиться с 1 сентября в других школах, там обеспечен подвоз. В целом первые дни учебного года проходят нормально, без ЧП, и в принципе условия хорошие. Но есть, над чем работать. Мы смотрим сейчас на обеспеченность учебного процесса, но, по сводкам, которые мы получаем из регионов, началось все нормально", - сообщил министр главе правительства РФ Владимиру Путину на рабочей встрече, отметив, что комиссии, проверявшие школы, были совместными с Роспотребнадзором и МЧС. Отвечая на вопрос Путина о начале учебного года в регионах, пострадавших от пожаров, Фурсенко сообщил, что школ пострадало очень мало. "В Рязанской области две школы, там полностью обеспечен учебный процесс - детей не просто разместили, но и создали все условия, поставили компьютеры, поставили учебные классы в уцелевшее здание леспромхоза, поэтому все условия соблюдены. То же самое в других регионах. Практически все регионы, которые пострадали от пожаров, посетили сотрудники министерства, это был один из главных вопросов", - отметил он. "Ребята обеспечены учебниками, обеспечены вещами, чтобы нормально начать учебу, и школы тоже обеспечены всем необходимым", - заверил премьера министр. Он рассказал также о школах в селе Аксеново-Зиловское в Читинской области, куда премьер заехал в ходе поездки по трассе Чита-Хабаровск. "Это село посетил наш сотрудник. В селе две школы, не в очень хорошем состоянии, хотя учебный процесс вроде бы налажен хорошо. Во-первых, в соответствии с вашим поручением мы в ближайшее время решим вопрос обеспечения современной вычислительной техникой, потому что у них 20 компьютеров, но в основном эти компьютеры очень старенькие, они даже с интернетом не все могут работать. Кроме этого, там есть возможность несколько перераспределить потоки ребят, так,
... Читать дальше »
Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил премьер-министру РФ Владимиру Путину о необходимости закупки школьных автобусов для ряда регионов, в том числе пострадавших от стихийных бедствий. Путин обещал помочь в решении этого вопроса. На рабочей встрече глава правительства спросил у министра, как решаются вопросы транспортного обеспечения в сфере образования. В ответ Фурсенко отметил, что у него в этой связи есть одна просьба. "Есть у меня к вам просьба. Была же организована программа поддержки российского автопрома. В том числе были выделены определенные средства на создание специального транспорта, автобусов, которые могли бы перевозить детей. Поэтому мы сейчас собрали сведения с регионов. Это касается в первую очередь тех регионов, которые пострадали от стихийных бедствий, там требуется подвоз ребят. Плюс к этому целый ряд регионов довольно активно реорганизует сеть, строятся новые школы в селах, в которые родители и дети готовы ездить, но нужно, чтобы были автобусы, которые обеспечили бы быстрый подвоз. Это, кстати, касается и того села, о котором мы говорили, Аксеново-Зиловское", - сказал министр. Он попросил Путина дать соответствующие поручения. "Мы предложили схему - как быстрее организовать закупку автобусов для сел. Если вы дадите добро, то я думаю, что в этом году, как минимум, на миллиард рублей в рамках тех лимитов, которые выделены нашему министерству, могли бы поставить эти автобусы в села", - сказал Фурсенко. "Хорошо. Вы сформулируйте предложение, решим этот вопрос", - ответил ему Путин.
Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что базовую стипендию, составляющую сейчас 1,5 тысячи рублей в месяц, надо повышать, но не в этом году. Об этом премьер заявил в среду, 1 сентября, в беседе со студентами Института нефти и газа Сибирского федерального университета (СФУ) в Красноярске. Путин сказал, что прекрасно понимает необходимость повышения, но в 2010 году это сделать пока не удается, так как неизвестны экономические и финансовые результаты года. Путин поздравил студентов Сибирского федерального университета с Днем знаний и принял участие в открытии Института нефти и газа Сибирского федерального университета. В частности, премьер отметил, что в создании Института нефти и газа СФУ поучаствовали и правительство России, выделившее 400 миллионов рублей, "Роснефть" - более 700 млн рублей и правительство края - около 150 млн рублей. "Вместе сложились, и получилось такое замечательное учебное заведение", - сказал премьер. Отвечая студентам на вопрос о том, какие научные проблемы его волнуют, Путин ответил, что всегда испытывал интерес к тому, как зарождалась вселенная. При этом, по словам премьера, поскольку специалисты говорят, что вопрос о происхождении материи надо адресовать не им, его интересует и теология.