Минобрнауки в первом квартале 2009 года должно подготовить пакет документов для реализации национальной образовательной стратегии "Наша новая школа". Один из пунктов стратегии - новый облик школ, которые в самое ближайшее время должны превратиться из допотопных строений во дворцы, построенные по последнему слову архитектуры.
Школа в 22 томах
Сегодня из всех российских регионов позволить себе строительство современных школ может, пожалуй, только Москва. За последние годы в городе появилось больше десятка новых школ. Самым урожайным был 2004 год, когда было построено сразу пять образовательных учреждений. Все, заметим, по индивидуальным проектам, которые разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП).
Свою первую школу сотрудник МНИИТЭПа заслуженный архитектор России Кирилл Каптерев построил еще в 1963 году в Сомали. Это была школа-интернат для детей Могадишо. При проектировании пришлось учитывать массу нюансов: не только жаркий климат, но, скажем, и пассаты с муссонами, которые дуют там по полгода, а значит, нужно было предусмотреть особое расположение тех же окон.
В России нет ни пассатов, ни муссонов, а требований к строительству школ - в сотни раз больше. Для согласования одного объекта нужно собрать 22 тома бумаг! Только для того чтобы начать проектирование, надо подписать 32 разрешительных документа. На что уходит год, а иногда и больше. Плюс строительство - еще три или четыре года. Это при хорошем раскладе.
- Я сторонник индивидуальных проектов. Для больших городов - это самый лучший вариант. Вот, к примеру, школа в Куркино, - показывает фотографии и эскизы Кирилл Владимирович. - Четырехэтажная, с бассейном, соляной пещерой и спортзалом, который может работать автономно. В актовом зале есть балкон и гримерки. А вот школа в Лианозово. Внутренний дворик с амфитеатром, подсветкой в виде уличных фонарей и стеклянным куполом...
Честное слово, не школа - дворец. На мой взгляд, даже слишком просторный, пустовато в коридорах и гигантских холлах.
- Все рассчитано верно. По последним нормативам школьные площади увеличились на 70-80 процентов, - поясняет Каптерев.
Места много - денег нет