Массовая школа до сих пор не реформирована.
Об этом заявил Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, на конференции «Тенденции развития образования. 20 лет реформ: что дальше?».
По его мнению, есть только примеры на уровне отдельных образовательных учреждений и муниципалитетов, где реформы, старт которым был дан на всесоюзном съезде работников образования, оказались успешными. При этом существуют достаточные успешные «секты» последователей различных образовательных идей — «занковцы», «кспшники» и т. д., которые считают себя единственно правильными, «поймавшими Бога за бороду». Эти сообщества замкнуты, не общаются между собой, и серьезного влияния на массовую школу не оказывают.
Таким образом, концепция изменений, которая была заложена 20 лет назад легендарным ВНИК «Школа» — одним из паровозов реформ, по мнению, Болотова, до сих пор не реализована и актуальна.
«Проект „Наша новая школа“, который сейчас готовит Минобрнауки, будет подготовлен, поручение Президента будет выполнено, — считает Болотов, — но не придется ли через пять лет снова давать новое поручение?». На вопрос, какие механизмы нужно задействовать, чтобы не повторить ошибок прошлого, Виктор Александрович заметил, что не существует общих рецептов. У каждого субъекта процессов реформ от школы до органов управления должна быть своя стратегия. Что касается своей стратегии, стратегии РАО, — он назвал необходимость разработки «новой дидактики» и борьбы с классно-урочной системы, которая не отвечает потребностям современного общества.