В четверг, 5 февраля, в Минобрнауки России на Тверской состоялось «обсуждение предложений «Майкрософта» по антикризисным программам переподготовки и повышения квалификации – содействие обеспечению занятости», которое прошло под руководством заместителя министра образования и науки Российской Федерации В.В. Миклушевского. Первый вопрос повестки формулировался так: «Антикризисные программы «Майкрософта» в решении проблем занятости высвобождаемого населения в современных социально-экономических условиях».
Представление антикризисных программ «Майкрософта» озвучил Д.Береснев, руководитель группы маркетинга и связей с общественностью «Майкрософта». Свои экспертные оценки предложений «Майкрософта» со стороны работодателя дали представители РСПП и корпоративного института ОАО «Газпром», которые в целом одобрили инициативу.
Затем слово предоставлялось представителям вузов – президенту МЭСИ, профессору В.П.Тихомирову, проректору МГТУ им. Баумана С.В.Коршунову, проректору МТУСИ. В своих выступлениях представители высшей школы проявили гибкость. Они отдали долг уважения заслугам «Майкрософта», подчеркнули важность сотрудничества вузов с этой компанией, однако высказались и о том, что вообще-то существуют и другие компании, создающие полезные продукты, с которыми также не мешало бы сотрудничать.
В конце обсуждения было выступление автора этих строк. Это выступление оказалось перпендикулярным в целом «одобрямческой» атмосфере заседания.
Во-первых, было сказано, что МГУ им. Ломоносова, в частности факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК), сотрудничает, и весьма успешно, с «Майкрософтом» в разных направлениях. В программы базового обучения также вводятся занятия, знакомящие слушателей с продуктами и достижениями компании «Майкрософт» наряду с продуктами других компаний, в объеме, необходимом для формирования профессиональных компетенций, востребованных рынком труда.
Однако ознакомление с комплексным предложением «Майкрософта» и с проектом соглашения о сотрудничестве между Минобрнауки и «Майкрософтом» не может не вызывать беспокойства. Прежде всего беспрецедентным по масштабу внедрением одной коммерческой иностранной компании (совсем не из дружественной страны) в российское образование, по существу авральной попыткой получить безоговорочное влияние со своей продукцией и решениями во всех ключевых позициях национальной образовательной деятельности.
Прежде чем продолжить изложение сути своего выступления, кратко прокомментирую два упомянутых документа (желающие ознакомиться с этими и другими материалами совещания в деталях могут получить к ним доступ по адресу: forums.vif2.ru , в разделе «наука/образование/технологии»).
Так вот все, что изложено, например в комплексном предложении, представленном для Минобрнауки в обертке антикризисной программы, в действительности отражает тщательно разработанный и широко практикующийся комплекс решений компании «Майкрософт», охватывающий обширный спектр услуг по профессиональной подготовке своих пользователей, успешно реализуемый и в докризисные времена. Вся инфраструктура услуг профессионального обучения «Майкрософта» давно существует, конкурентоспособна, успешно действует на рынке таких услуг в объеме, обусловленном рыночными потребностями. Антикризисность здесь явно притянута за уши, причем самым бессовестным образом. Так сказать, с целью использования конъюнктуры момента для продвижения своих интересов не через конкуренцию на ИТ-рынке, где позиции «Майкрософта» с каждым годом ослабевают, а посредством лоббирования чиновничьего гнезда российского образования, чтобы с помощью чиновников занять ключевые высоты в российском образовании для реализации коммерческой выгоды. Это как раз и называется экспансией.
Дело в том, что компания «Майкрософт» не является образовательным учреждением и никогда образованием как таковым не занималась. Ее интересы лежат в плоскости обучения и тренинга своим продуктам их потенциальных и реальных пользователей. Для «Майкрософта» система образования – это прежде всего канал доступа к человеческим ресурсам – потенциальным своим пользователям, а также обширное поле для бизнеса посредством внедрения в образовании собственных технологий.
В своем предложении компания «Майкрософт» берется за все «задачи индустрии образования» «в антикризисных программах правительства». Это и повышение грамотности в области ИКТ, и формирование ИКТ-компетентности студентов, и обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов, и обучение преподавателей, и обучение и поддержка будущих предпринимателей в сфере ИТ, и пр.
Здесь за общими понятиями и скрыто само лукавство. Все эти понятия следует конкретизировать. А именно правильно было бы говорить не об образовании и обучении вообще, а о тренинге или обучении технологиям и решениям компании «Майкрософт» (ничему другому «Майкрософт» учить просто не может).
Например, повышение информационной грамотности населения означает по сути повышение информационной грамотности в использовании продуктов «Майкрософта», формирование ИКТ-компетентости студентов означает формирование компетенций прежде вcего в использовании продуктов «Майкрософта», обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов означает обучение и повышение квалификации в применении продуктов и решений «Майкрософта» и т.д. Тогда сразу становится ясно, каким объемом каши от «Майкрософта» предлагается накормить мозги россиян.
Заодно кратно прокомментирую и проект Соглашения о сотрудничестве между Минобрнауки и «Майкрософтом». Хотя разрабатываемое соглашение носит рамочный характер и формулировки в нем даны в самом общем виде, оно не может не вызывать беспокойства. И настораживает оно уже с первой фразы: «Соглашение о сотрудничестве (далее – Соглашение) устанавливает основы сотрудничества между Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – МОН РФ) и Обществом с ограниченной ответственностью «Майкрософт Рус» (далее – «Майкрософт») как часть международной инициативы корпорации «Майкрософт» «Партнерство в образовании»».
Из этой фразы можно понять, что российский орган федеральный власти, а именно МОН РФ, становится соисполнителем части международной программы коммерческой компании «Майкрософт», реализуемой на территории России в сфере образования. И совершенно не ясно: кто кем командует? Также хотелось бы знать, где концепция обоснования такого сотрудничества и бизнес-план, где все эти вещи обсуждались?
В Соглашении определены следующие основные направления совместной деятельности: – инновационные школы; – инновационные педагоги; – творческие учащиеся.
Например, по первому направлению «Майкрософт» обязуется приложить усилия для организации тренингов для учителей общеобразовательных школ. Целью этих тренингов будет обеспечение безопасного использования ИКТ в обучении, а также внедрение инновационных методов и форм обучения, повышение эффективности работы учителей и улучшение качества знаний вследствие обучения путем усовершенствования учебных планов и повышения мастерства преподавания у учителей…»
Вот так! Ни много ни мало «Майкрософт» будет организовывать тренинг учителей общеобразовательных школ по применению продуктов «Майкрософта», научит учителей безопасно использовать ИКТ в обучении (безусловно, эта задача посильна только компании «Майкрософт»(!?), по крайней мере доведенным до ручки реформами российским преподавателям эту задачу чиновники из Минобрауки не доверяют. – Прим. авт.), будет внедрять свои продукты (инструменты) и решения, поддерживающие инновационные методы и формы обучения, усовершенствует учебные планы, повысит мастерство преподавания.
Прямо сказка какая-то! А что же при этом будет делать МОН РФ?
А «МОН РФ сделает возможным проведение «Майкрософтом» и ее партнерами исследований, целью которых будет определение достигнутых результатов по отдельным направлениям инициативы «Партнерство в образовании» и воздействию технологий на процесс обучения». Т.е. МОН РФ сделает все, чтобы сама «Майкрософт» исследовала и оценила результаты реализации своей инициативы (вторжения в российское образование). Например, оценила уровень насыщения серого вещества среднестатистического россиянина майкрософтовскими мозгами. Далее «МОН РФ приложит усилия для того, чтобы включить в учебные планы общеобразовательных школ дисциплины по безопасному использованию ИКТ, защите, пониманию и уважению прав интеллектуальной собственности, разработке программного обеспечения и программирования». Т.е. не учебно-методические объединения системы образования определят, в какой форме занятий и в каком объеме необходимо включать в учебные программы изучение продукции «Майкрософта». Это сделает сама «Майкрософт», а чиновники из Минобрнауки приложат силы для того, чтобы включить все это в учебные планы, минуя методические объединения и советы.
Кроме того, «МОН РФ и его партнеры, ответственные за профессиональную подготовку учителей в Российской Федерации, выразят свое мнение и приложат усилия для предоставления поддержки и помощи учителям при использовании ИКТ в процессе обучения». Здесь явно не дописано то, что подразумевается, – ...при использовании в процессе обучения ИКТ и решений компании «Майкрософт».
Причем надо понимать так, что если учителя будут применять другие средства и технологии в процессе обучения, например продукты открытого программного обеспечения, что в большей степени соответствует интересам государственной безопасности, то тогда они не получат от МОН РФ ни поддержки, ни помощи.
А что значит, когда министерство не поддерживает какую-то деятельность в стране с укоренившимися традициями командно-приказной демократии? Это фактически эквивалентно запрету такой деятельности. Так что кушайте «Майкрософт» в приказном порядке.
Т.е. исполнительское усердие со стороны МОН РФ, заложенное в Соглашении, такое, что невольно начинаешь думать, что МОН РФ уже в полном составе стало одним из подразделений компании «Майкрософт».
однако вернемся к содержанию выступления на совещании автора строк. Второе, что было отмечено, – это несоответствие текста предложения истинным целям его реализации, так как, по существу, речь в нем идет не о решении «задач индустрии образования» в условиях разрастающегося экономического кризиса в российской экономике, а прежде всего об обучении и тренинге продуктам и решениям «Майкрософта», а также о насыщении образовательного поля России этими продуктами и решениями.
И было бы хорошо, чтобы в Минобрнауки делали различие между образованием и тренингом.
В-третьих, в образовании существует такой важный треугольник: система университетского ИТ-образования – электронное обучение – дополнительное образование. По всем этим вершинам треугольника, определяющим важные системные компоненты современного образования, у Минобрнауки есть огромный долг перед отечественной высшей школой.
Первая вершина развивалась самостийно, хотя благодаря инициативам и методическому руководству МГУ им. Ломоносова здесь достигнуты определенные результаты, которые могли бы быть много крат значимее при министерской поддержке.
Второе направление министерством провалено полностью. Благодаря деятельности или антидеятельности министерства Фурсенко, Россия в области электронного обучения отброшена назад на полтора-два десятилетия. И надежд на то, что в ближайшие годы появятся в этой сфере государственные стандарты и соответствующее методическое обеспечение, нет никаких.
Чтобы быть до конца объективным, все же стоит упомянуть, что в последние годы по рассмотренным выше направлениям объявлялись гранты. Но по отработанной чиновничьей технологии средства попадали не тем, кто делает погоду. В результате эффект от этих грантов для образовательной практики оказался нулевым, т.е. практически все средства были разбазарены, так сказать, ушли в песок.
Та же история примерно и с дополнительным образованием. В министерстве времен В.М. Филиппова этой сфере уделялось большое значение и тогда мы выходили на задачи стратегического масштаба. В министерстве Фурсенко дополнительному образованию не только не уделялось никакого внимания, но все велось к тому, чтобы от него вообще избавиться, передав его бизнесу. (Только когда до чиновников докатились слухи о концепции обучения на протяжении жизни и дополнительное образование оказалось козырной картой в образовательном мире, его не стали добивать, как это сделали с системой среднего профессионального образования. О масштабе задач в сфере дополнительного образования можно судить только по такому факту, что ежегодно в стране выпускается более 200 000 молодых специалистов, не востребованных в экономике, и организация их переквалификации по востребованным профессиям является актуальнейшей проблемой. – Прим. авт.).
В условиях разразившегося экономического кризиса спрос на услуги дополнительного образования обычно только возрастает. И это счастливый шанс для отечественной высшей школы заработать на востребованных образовательных услугах и выжить. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы основной объем социального заказа на дополнительное образование остался за университетами и специализированными (индустриальными/коммерческими) учебными центрами. Тем более что университеты и учебные центры научились и сотрудничать, и делить работу в этой сфере.
В-четвертых, ориентация всей системы высшего профессионального образования на рыночный сектор только одной пусть очень авторитетной компании – большая ошибка. Тем более что стратегической перспективы технологии «Майкрософта» не имеют, так как в меньшей степени, по сравнению с продукцией других вендоров, отвечают международным стандартам. А как известно, основой современной экономики служит система международных стандартов.
В-пятых, принятие столь масштабных решений, аналогичных комплексному предложению компании «Майкрософт» и соответствующему Соглашению, должно увязываться с государственной политикой в сфере информационной и технологической безопасности, которая в настоящее время находится в стадии формирования. Причем акценты в такой политике делаются в пользу информационных технологий, основанных на использовании сертифицированного специализированными национальными центрами открытого программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям международных стандартов. При этом имеются достаточно обоснованные мнения о целесообразности вытеснения из бюджетной сферы программного обеспечения компаний, таких, как «Майкрософт».
В конце было сказано, что развертывание эффективной системы дополнительного образования в условиях экономического кризиса – это в первую очередь задача российского университетского сообщества, а также уже сформировавшейся национальной системы индустриальных и коммерческих учебных центров. Эта задача им вполне посильна. И весь объем социального заказа, все деньги на его реализацию должны достаться именно этим исполнителям. И они сами определят с учетом потребностей рынка, в каком объеме и в каких формах потребуется использование в учебных процессах услуг и технологий профессионального обучения, предоставляемых «Майкрософту» и другими компаниями.
Заключительное слово на совещании было за заместителем министра, который дипломатично завершил обсуждение, поблагодарив участников совещания за работу и высказанные мысли, пообещав, что они будут учтены в дальнейшем. Собственно, Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки РФ и «Майкрософт» не обсуждалось.
Какой осадок остался от совещания?
Прежде всего что удивило? Конечно, сама инициатива «Майкрософта», неожиданная по своей дерзости (если не сказать беспардонности), четко определившая стремление компании ворваться в российское образование и стать доминантой национальной образовательной системы. Эту акцию вполне можно расценивать как экспансию интересов «Майкрософта» в российском образовательном пространстве.
Возможно, перспектива прибрать к рукам огромное поле российского образования столь лакомый кусок, ради которого все способы хороши, тем более наверняка учитывались приверженность ко всему зарубежному лидеров российского руководства, а также сговорчивость российских чиновников.
О судьбе Соглашения сказать, к сожалению, ничего не могу. Скорее всего, оно еще не подписано. Но раз оно совместно готовилось, вероятность того, что оно будет подписано и начнет действовать, велика. И если это произойдет, то мы станем свидетелями эпохального достижения Минобрнауки, а именно переноса национальной системы образования в новую эру – эру «Майкрософт»-образования. |