Среда, 2024-11-27, 20:39
Заволжская МОСШ №3
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Школа [150]
Новости нашей школы
Образование [661]
Новости образования
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы относитесь к спамерам?
1. Ненавижу
2. Безразлично
3. Пытаюсь бороться с ними
4. Помогаю им
5. Нравятся

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 12
Главная » 2009 » Февраль » 12 » Школа слияния и поглощения.
Школа слияния и поглощения.
08:34
В Москве закрываются школы - таково самое заметное последствие введенного три года назад принципа "деньги следуют за учеником" - так называемого подушевого финансирования. Жесткий процесс слияний-поглощений, который затронул уже несколько десятков школ, со стороны выглядит довольно драматично. Дети и родители из ликвидированных заведений норовят назвать новых обитателей (как правило, здание достается более успешной школе, расположенной неподалеку) "захватчиками" и "рейдерами". А сами "захватчики" характеризуют процесс как "мучительный". "Известия" решили выяснить, как выглядит и к чему приводит процесс оптимизации столичного образования.
 
Живые души
Подушевое финансирование было введено в столице с 1 января 2006 года. Дату можно считать переломной - с этого момента школы официально превратились в коммерческие заведения, оказывающие услуги населению. Каждый ученик обрел реальную ценность, выраженную в рублях и копейках (в среднем около 60 тысяч рублей на "душу"- в зависимости от статуса школы). Денежный эквивалент на обучение N-го количества детей школа стала получать из бюджета. Много "клиентов" (учеников) - много денег. Мало детей - нет денег на зарплату, не хватает учителей.
Сначала такая арифметика привела к "статусной лихорадке" - большинство школ стало стремительно "углублять" хотя бы один предмет или обзаводиться специализированными классами, чтобы получить статус гимназии, лицея, центра образования: ученическая "душа" в школе со статусом стоит дороже.
Потом дело дошло и до "банкротства" - слабые, плохо управляемые школы начали присоединять к более успешным, престижным. Одной из первых на эту тропинку встала знаменитая 57-я.
 
"Конечно, это была ломка..."
57-я - пожалуй, самая известная школа в Москве, славится среди родителей и педагогов уровнем образования. И проблемой расширения администрация школы была озабочена давно.
- Я не могу взять лишних учеников - некуда, - рассказывал "Известиям" три года назад ее директор Сергей Менделевич. - А если сделать классы по 40 человек, тогда ко мне перестанут идти. В очень хороших школах мест нет, в приличных - почти нет, есть только в тех, что работают как "камера хранения", да и то не очень надежная... Другое дело, если хорошей школе дадут в управление соседнюю "задыхающуюся" и общее финансирование, тогда можно будет развиваться. До тех пор пока банкротство плохих школ не станет реальностью, мест в хороших больше не станет.
Не прошло и года с этого разговора, как мечта директора сбылась: 57-й передали здание 40-й школы - неэлитной, без "уклонов" районной школы, где оставалось всего около 200 учеников. "Поглощение" вышло громким. Когда родителям учеников "поглощаемой" школы сообщили, что школа закрывается, дети переводятся в 34-ю школу на Плющихе, а здание отходит престижной 57-й, те заявили, что это "откровенное рейдерство", и организовали движение сопротивления. Созвали собрание, потребовали встречи с чиновниками департамента образования и отставки директора школы и его заместителей. Самые горячие головы даже обещали блокировать школу 1 сентября - чтобы не пустить туда "захватчиков". Впрочем, после переговоров компромисс был найден: директора 57-й школы обязали принять всех желающих из 40-й, а также трудоустроить учителей.
- При всей мучительности этого процесса, при всей незавершенности его по сей день, конечно, игра стоила свеч, - уверен директор Сергей Менделевич. - То, что мы умеем, мы теперь даем большему количеству детей - каждый год набираем по три первых класса вместо двух. В этом году набрали даже четыре, хотя я надеюсь, что это все-таки эпизод. А это значит, что я могу пригласить новых учителей, которые давно присмотрены. Конечно, это была ломка для той школы, которую нам отдали. Дети выросли в другой образовательной системе, часть из них вполне успешно адаптировалась, а часть - все еще нет. Мы вынуждены разрабатывать специальные переходные модели. Это похоже на объединение двух Германий - но ведь при всех трудностях немцы же не воздвигли стену обратно...
 
"Вы нашу школу купили"
Директор школы N 1874 Татьяна Князева до сих пор иногда слышит нечто подобное от старшеклассников - два года назад эта школа "поглотила" соседнюю 154-ю.
- Они восприняли это как "захват" - и я их могу понять. Но я-то знаю, что никого не захватывала, - вспоминает Татьяна Александровна. - Я сама была в шоке от того, как это происходило: приказ об объединении вышел 27 августа - а 1 сентября я уже должна была принять под свое руководство новую школу. Что я могла сделать? Собрала коллектив и пообещала, что в течение года ничего не буду менять. И обещание выполнила - только набрала учителей, которых не хватало.
Дети долго сторонились друг друга - старшеклассники, например, не ходили на дискотеки, а выпускники 154-й отказались присоединиться к традиционному выпускному 1874-й в Кремле. Но путем совместных усилий лед начал таять...
- Я их традиции стараюсь уважать, - говорит Татьяна Александровна. - Например, мы до сих пор не можем перейти к строгой школьной форме, которая издавна принята у нас - у них формы не было. В качестве компромисса договорились, что будем придерживаться офисной формы, менее строгой - темный низ, светлый верх.
Теперь 1874-я - одна из самых крупных в Москве: 4 территории, 7 корпусов, 59 классов, более 1600 учеников. Классы - лицейские, гимназические, логопедические, коррекционные. Бокс, скалолазание, шахматы... Управлять такой махиной приходится совсем по-другому - в стандарты школьного управления она вписывается с трудом. Хозяйственные хлопоты превратились в проблему - по закону, расходы до 100 тысяч рублей школа может оформить самостоятельно, а все, что больше - посредством тендера. А у школы-гиганта практически все расходы превышают эту планку. Даже вешалки заказывать в только что отремонтированные раздевалки - и то приходилось через тендер. В результате весь прошлый сентябрь школа обходилась без вешалок...
-Я не жалуюсь - стало просторнее. Да и для 154-й в конечном итоге хорошо. Просто все это должно было быть организовано иначе: хорошо бы собрать совместный педсовет, все заранее обсудить, переварить... Тогда у той школы не было бы ощущения агрессии с нашей стороны.
Новаторы и народности не пострадали
Самое большое опасение, связанное с банкротством школ, было связано с авторскими и национальными школами: первые не практикуют массовые подходы к обучению, а количество учеников во вторых ограничено присутствием национальных меньшинств в столице. Однако опасения не оправдались.
- На нас это никак не отразилось - в сентябре спокойно набрали два первых класса, - говорит Дали Макацария, директор 223-й школы с грузинским этнокомпонентом. - Проблем с набором детей нет.
Уверенно чувствуют себя и экспериментальные, авторские школы - например, в школе Тубельского N 734 "Известиям" рассказали, что никаких проблем с финансированием не ощущают - хотя, казалось бы, такая спорная вещь, как "школа самоопределения", дающая детям полную свободу, в эпоху непопулярности либеральных идей могла бы и захиреть. Но тем не менее, похоже, в большом городе любая идея способна найти своих поклонников...
Глава департамента на традиционном педсовете в начале сентября заявила, что в Москве порядка 300 малокомплектных школ. Слияние и поглощение будут продолжаться. Как рассказал "Известиям" пресс-секретарь департамента образования Александр Гаврилов, так называемая "реорганизация сети" будет проводиться регулярно в конце каждого учебного года.
- Хорошая школа или плохая - родители голосуют ногами...
 
"В итоге это приводит к повышению качества образования"
Евгений Бунимович, глава комиссии по образованию Мосгордумы:
- Слияние школ - это неплохо. В итоге это приводит к повышению качества образования. Но необходим анализ - почему школы бывают малокомплектными. Не обязательно школа в этом виновата: может быть, просто в районе мало детей или закрыли дом на капремонт, и все съехали. Тогда надо делать эту школу такой, чтобы в нее съезжались со всей Москвы, уникальной.
Мне тоже казалось, что слияния школ будут происходить более мирно - но, как говорится, гладко было на бумаге. Как бы ни была плоха школа, но всегда найдутся люди, которые привыкли к ней и будут ее защищать. Конечно, нет гарантий, что объединенная школа автоматически станет хорошей - однако атмосфера школы и разумный менеджмент передаются. А учителя достаточно обучаемы и находят себе место в этой конструкции.
Опасались, что в результате введения подушевого финансирования классы будут переполнены - но такой проблемы нет: существуют нормативы по количеству детей в классе: 25-30. То есть директор не может набить классы под завязку просто от жадности. Если в классе 40 учеников - это уже повод для жалобы в департамент образования.
Категория: Образование | Просмотров: 367 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
155410 Ивановская область г. Заволжск, ул. Школьная 1; тел: 84933321652 E-mail: zavolgschool@mail.ru © 2024