Если в 2007–2009 гг. заработки учителей росли, то сейчас их рост замедлился, а в 13 регионах сменился падением. О такой настораживающей тенденции рассказала Наталия Типенко, директор Центра универсальных программ, который проводил общероссийский мониторинг перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ) работников образования. Речь идет об эффективности систему, которая в соответствии с президентской инициативной "Наша новая школа" должна охватить всю страну до 2013 года. За последний год наибольший рост (30–40%) при введении НСОТ показали, по словам Наталии Типенко, Омская, Орловская, Ульяновская области. Однако эксперт со сдержанным оптимизмом относится к этим цифрам. "Мы уже наблюдали, как Московская и Саратовская области, сделав "рывок" и резко повысив зарплату в 2009 году, не смогли удержаться на этом уровне", — поясняет она.К росту средней зарплаты привели во многом дополнительные вложения в образование, которыми сопровождался переход на новые системы оплаты. Именно это позволило повысить доходы учителей. Без дополнительного финансирования ввести НСОТ и сформировать фонды стимулирования практически невозможно, считает Наталия Типенко. На вопрос корреспондента информационного агентства о том, насколько выполнена одна из задач НСОТ — создание материальной заинтересованности учителя в результатах труда, эксперт ответила так: "Дифференциация в оплате, безусловно, возросла. В регионах, внедрявших у себя модельную методику Минобрнауки РФ или ее производные, она возросла сильнее; в регионах, вводивших другие системы, — меньше. Однако размер зарплаты во многом все еще зависит от учебной нагрузки. А внутри учреждения разброс заработков между учителями растет. То есть зарплата может и сильно вырасти, но не у всех". "При введении НСОТ полагали, что значительную часть заработка учителей будут составлять стимулирующие надбавки — до 30%. Этого не произошло: 2008 год отмечен кризисом; в 2009 и 2010 годах часть стимулирующих фондов "съело" увеличение окладов работников с минимальным размером оплаты труда (лаборанты, гардеробщицы, уборщицы) — их заработки пришлось срочно "подтягивать" до положенных 4330 рублей. В 2010 году фонды стимулирующих выплат по–прежнему невелики — 15% в структуре фонда оплаты. Но несмотря на финансовые трудности, их доля все–таки увеличилась в среднем до 19%. Но разница между регионами здесь также велика", — поясняет Наталия Типенко. Вывод эксперта: различия в оплате работы учителей по отдельным субъектам будут усугубляться. Ряду регионов все труднее будет удерживать заработную плату на достигнутом уровне, не говоря уже о ее росте. При этом растет нагрузка на учителей (нагрузка 10% самых высокооплачиваемых педагогов составляет 23–24 часа в неделю (при норме 18 часов), нагрузка 10% самых низкооплачиваемых — около 14 часов). А высокая нагрузка вовсе не гарантирует качества работы, скорее наоборот.
|