Пятница, 2025-06-20, 18:10
Заволжская МОСШ №3
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Школа [150]
Новости нашей школы
Образование [661]
Новости образования
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы относитесь к спамерам?
1. Ненавижу
2. Безразлично
3. Пытаюсь бороться с ними
4. Помогаю им
5. Нравятся

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 12
Главная » 2009 » Февраль » 3 » Абитуриентов напугал новый перечень вступительных экзаменов в вузы.
Абитуриентов напугал новый перечень вступительных экзаменов в вузы.
08:27
Начало календарного 2009 года выдалось для одиннадцатиклассников жарким. Отгуляв каникулы, они принялись обзванивать всех знакомых, шерстить интернет-сайты и форумы, связанные с образованием. И все с одной только целью - найти курсы, а еще лучше преподавателя, который сможет натаскать на ЕГЭ по определенному предмету в кратчайшие сроки. По истеричным ноткам, которые проскакивали в постах на всевозможных образовательных форумах, можно было подумать, что произошла катастрофа. А все из-за документа, утвержденного Министерством образования и науки, под названием "Перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования...". Чем же он так напугал школьников, родителей и даже ректоров?
 
Приказано сдавать
 
Ситуация с ЕГЭ похожа на сюжет знаменитого фильма "День сурка". Каждый год все в принципе проходит по одному и тому же сценарию. Происходят лишь небольшие изменения, призванные отполировать механизм "единого госа" до идеального блеска. Но даже мелкие нововведения вызывают бурю эмоций, а в этом году ажиотаж подстегивался тем, что с 1 января 2009 года ЕГЭ стал неизбежной проверкой знаний для всех выпускников. На документальном уровне регламент проведения ЕГЭ зафиксирован в четырех приказах, которые были опубликованы Минобрнауки в конце прошлого и начале этого года. В список документов и вошел перечень вступительных испытаний. В нем указано, каким специальностям какие вступительные испытания полагаются - на каждую по четыре экзамена. Вступительный перечень составлялся при участии методистов из вузов, так что комбинации предметов назвать случайными уж точно нельзя.
Вузы выбирают из этого перечня три экзамена: два обязательных (русский и профильный предмет) и еще один из двух дополнительных. Впрочем, могут взять и оба. Решения вузам предстояло принять до 1 февраля, а до 1 марта школьники, изучив лист специальностей, должны решить, ЕГЭ по каким предметам они будут сдавать. Причем количество предметов, кроме обязательных рус- ского языка и математики, они выбирают сами. Это может быть минимум, необходимый для поступления на конкретную специальность в определенное высшее учебное заведение, а может быть полный реестр. Есть, впрочем, вузы, которым разрешено проводить дополнительные испытания. Таких набралось двадцать четыре - 17 московских, 4 питерских и 3 региональных. Их выбирали, учитывая сразу несколько показателей: количество отличников, подававших документы в вуз, число абитуриентов с 80 баллами по профильному ЕГЭ в прошлом году, которые претендовали на место. Стоит заметить, что учебные заведения имеют право устраивать дополнительную проверку только по профильному предмету: то есть мехмат МГУ не может дублировать обязательный ЕГЭ по русскому языку - только математику.
Вот, собственно, и все. Теперь с первого класса можно знать, что будущий звукорежиссер должен налегать на русский, литературу и математику, а агроном - на русский, химию, биологию и физику. И это справедливо для вузов по всей стране. Ведь выбирает человек в первую очередь не конкретное учебное заведение, а специальность. Казалось бы, ничего страшного не произошло. Минобрнауки всего лишь положило конец беспределу, который творился до сих пор: вузы устанавливали вступительные испытания как хотели, когда хотели меняли предметы (так, кстати, некоторые из них боролись на этапе эксперимента с ненавистным ЕГЭ - просто исключали сдаваемый в регионе в тестовом режиме предмет из списка вступительных). Теперь полный порядок - есть четыре вполне определенных экзамена. Если вспомнить, то в советские времена было так же: у будущего химика или филолога не возникало вопроса, к каким вступительным испытаниям готовиться. В чем тогда причина паники?
 
"Мы попали"
 
Какой бы железной ни была логика новых правил поступления, абитуриенты-2009 действительно попали. Ученица московской школы № 200 Юля в шоке: "Я хотела поступать на психологию в психолого-педагогический. Начала готовиться к четырем экзаменам - рус- скому, математике, обществознанию и профильной биологии. И тут узнаю, что вместо обществознания нам поставили иностранный язык, который в этом году я немного забросила. Если не успею подтянуть иностранный, то точно завалю ЕГЭ".
Единый госэкзамен по иностранному в рядах школьников вызывает особое смятение. Хотя результаты ЕГЭ по инязу в прошлом году оказались приличными. Так, по английскому языку дети набирали в среднем 65 баллов, по французскому - 69, по немецкому - 56. При этом средний результат ЕГЭ по химии и по физике составил 53 балла, а по истории и вовсе 51 балл. Легче ли сами тесты или дети лучше подготовлены? Не то и не другое. Как говорят эксперты, это усредненная "температура по больнице": некоторая часть детей из спецшкол выдает очень высокий балл, остальные - достаточно низкий. И эти троечники-двоечники как раз те, кому иняз не нужен был для поступления, они "гнали" совсем другие предметы. Ректор Арзамасского педагогического института им. А. П. Гайдара Евгений Титков подтверждает опасения выпускников: "Когда в ноябре вышел приказ о четырех обязательных экзаменах, один из которых для наших специальностей иностранный, то мы подумали - катастрофа. Слава богу, сумели отбить только три обязательных экзамена и один по желанию вуза. Если бы пришлось сдавать на учителя химии, биологии еще и иностранный - что бы мы получили? Даже Москва не может обеспечить хороших отметок ЕГЭ по иностранному, что говорить о регионах?"
Лариса Тычинина, ректор МГИ им. Е. Р. Дашковой, тоже считает, что министерство не имело права заставлять школьников, оканчивающих школу в этом году, сдавать "внеплановый" ЕГЭ: "У ребят очень мало времени, они оказались в крайне жесткой ситуации. Требования к экзамену по английскому из ЕГЭ - очень серьезные. Я думаю, многие ребята, которым придется сдать этот экзамен, будут разочарованы своими результатами".
Если гуманитариев напугал английский и иже с ним, то технари в шоке от обязательной сдачи информатики. Преподаватели информатики до сих пор не договорились о терминологии и компетенциях в этом предмете, им еще предстоит разобраться с программой. Что уж думать о качестве вопросов в едином госе? Кроме того, если высококвалифицированных преподавателей по основным предметам в школах практически полный комплект, то с информатикой и иностранным все далеко не так. Кризис и увольнения, быть может, сыграют положительную роль - специалисты потянутся в школу, где стабильная зарплата, но абитуриентам нынешнего года от этого не легче.
Конечно, вузы вправе отказаться теперь от этих двух спорных предметов - надо ведь выбрать три из четырех экзаменов. Но, говорят эксперты, откажутся не все. И возникает серьезная проблема - на поверку может оказаться, что один вуз выбрал информатику, другой, допустим, математику, а третий оба предмета на одну и ту же специальность. Абитуриенту, которому, напомним, обещали свободное поступление по ЕГЭ во все вузы страны, ничего не останется, как уменьшить список вузов для поступления или сдавать четыре экзамена. Для выпускников школ следующего года проблемы уже не будет - все-таки времени подготовиться остается достаточно. А вот для нынешних одиннадцатиклассников без репетиторов упущенное по неожиданно ставшему необходимым предмету уже не нагнать. Да и с репетиторами - не факт. Что это значит? Только то, что количество поступивших в 2009 году будет меньше, чем прогнозировалось.
 
Абитуриент за бортом
 
Руководители небольших и периферийных вузов срочно изучают результаты прошлогоднего ЕГЭ - чтобы выбрать для своего института третьим тот экзамен, по которому результаты были лучше, и как-то снять замаячившую перед ними во весь рост проблему недобора. К тому же они не понимают пока, каким окажется уровень "отсечки" по баллам (напомним, что Минобрнауки устанавливает границу, ниже которой находятся результаты, делающие поступление в вуз невозможным), и опасаются, что некем будет заполнить даже бюджетные места. Мало того что из-за демографической ямы снизилось число выпускников школ, так теперь появились в списке экзамены, к которым потенциальные абитуриенты не готовились. Как они сдадут? Скорее плохо, чем хорошо. В прошлом году ситуация с недобором на бюджетные места уже была, хотя о ней мало говорили, - остались свободными несколько тысяч мест. А такой расклад грозит вузам уменьшением госфинансирования. Если вспомнить о проблемах с платными отделениями и образовательными кредитами, то для вузов ситуация, мягко говоря, непростая. Еще ректоры беспокоятся о том, что уже в этом году останутся без заочников, которым тоже надо сдавать ЕГЭ для поступления. Руководитель Ярославской международной академии бизнеса и новых технологий Валерий Иванов продолжает "тревожный" список: "Многие из молодых людей не смогут поступить. В том числе те, кто окончил школы раньше, отслужил в армии и так далее. К тому же многие потеряли сегодня работу и желали бы получить новую специальность - второе образование. Но как им сдать ЕГЭ? Образование всегда играло социальную роль: когда появилось много вузов, люди получали знания, шли работать достаточно подготовленными - все это влияло на экономический рост страны и ее социальное благополучие". Для больших городов вроде Москвы и Питера социальная напряженность, связанная с большим числом никуда не поступивших вчерашних школьников, - мираж, для регионов же - страшный сон. Даже самые слабенькие вузы там решали громадную задачу - они занимали хоть какой-то учебой тысячи выпускников, которым некуда было идти работать. И не только выпускников, но и тех, кто уже позабыл школьную программу. Конечно, даже после войны создавались рабфаки, где людей готовили к поступлению. Теперь нишу тоже заполнят - обязательно появятся курсы (скорее всего платные, если эту ношу не взвалит на себя государство, что вряд ли). Вузы уже сейчас подготовили краткие четырехмесячные курсы, где натаскивают не на собственные экзамены, а учат решать "егэшные" тесты. Но они рассчитаны на выпускников школ, которые, что называется, в теме. Чтобы выпускникам прошлых лет вспомнить все "от Адама", нужны курсы совсем другие, а на их организацию требуется время. Что делать тем, кто попал в эту "пересменку"? По мнению Валерия Иванова, в кризисный период лучше всего дать людям возможность учиться - так спокойнее для всех.
Ректор Томского государственного университета Георгий Майер подтверждает, что недобор в вузы может быть. А еще он считает, что правила приема должны поддерживать соотечественников и за пределами России. Они не смогут там сдавать ЕГЭ, и для них должны быть совсем другие правила.
В ректорском сообществе есть разные мнения насчет того, как можно было избежать проблем, которые с введением жесткого списка экзаменов стали очевидны. Евгений Титков говорит: "Недостаток любой обязаловки в том, что нет пространства для маневра. Мы считаем, самым верным было бы другое соотношение: абитуриент сдает два экзамена из обязательного списка - русский и профильный, а третий выбирает сам из двух предложенных и отдает тот сертификат по ЕГЭ, где у него лучше результат. Зачем рушить судьбы детей жесткими рамками?"
Многие из опасений ректоров и их претензии чиновники считают всего лишь нервной реакцией, которая бывает всегда, когда меняются правила игры. Тем более что сегодня готовятся поправки в образовательное законодательство, связанные с правилами поступления для получения второго высшего и при поступлении иностранных граждан (из СНГ в первую очередь). ЕГЭ - не приговор, это всего лишь экзамен, и по-хорошему он не проблема для тех, кто реально готовился поступать в вуз и знает предмет. Другое дело, что изменения правил игры, в результате которых за бортом высшего образования может остаться больше людей, чем при правилах старых, в период кризиса - не самая лучшая идея. И объявлять о таких переменах в последний момент (а четыре месяца - это уже цейтнот для подготовки в вуз) - тоже не здорово. Многих проблем, паники и недовольства можно было избежать, всего лишь отложив введение новых правил на год.    
      
Категория: Образование | Просмотров: 489 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
155410 Ивановская область г. Заволжск, ул. Школьная 1; тел: 84933321652 E-mail: zavolgschool@mail.ru © 2025