Общее количество детдомовцев в России сегодня приблизительно такое же, как в послевоенные годы. При этом процесс усыновления в нашей стране остается весьма проблематичным. Преодолеть бюрократические препоны на пути к усыновлению не просто, а средств, которые приемные родители получают как пособие на ребенка, не хватит даже на самое необходимое. Минувший год, объявленный Годом семьи, по мнению чиновников, можно зачесть в плюс решению проблем усыновления. Однако, по мнению экспертов, позитивных сдвигов не произошло. Более того, специалисты считают, что необходимо серьезно менять законодательство и саму систему устройства сирот в семьи. Сейчас в стране более 200 тыс. детей живут без родителей. Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. Устраивать в семьи их попросту не успевают, выявленное количество оставшихся без родителей детей слишком велико. Примерно 120 тыс. новых сирот появилось в этом году, по данным Общественной организации «Право ребенка». Правило есть правило
Может быть, кто-то и рад взять ребенка, да законодательство в России уж слишком сурово относится к этому вопросу. «Мы очень хотели взять ребенка, собрали почти все справки, но оказалось, что муж мало зарабатывает, – рассказала «НГ» жительница города Иванова Ольга. – Потом оказалось, что у нас и жилплощадь слишком мала. У нас двое своих детей, и они ни в чем не нуждаются, не нуждался бы и третий, однако закон, видимо, решил по-другому. Я считаю, что в любом случае ребенку было бы у нас лучше, чем в детском доме». Проблема подобного рода возникла и у другой семьи. «Своих детей мы с женой иметь не можем, поэтому решили усыновить. Социальная реклама по телевидению уверяла, что сотни детей нуждаются в родительской заботе, – говорит москвич Александр. – На деле же оказалось не все так просто. Чиновники трактуют закон об опеке и попечительстве как хотят, и прежде, чем взять ребенка, приходится преодолеть столько преград, что даже радость от появления в доме маленького человечка с трудом перекрывает переживания от процесса усыновления». Эксперты же имеют на этот счет свое мнение. По словам исполнительного директора общественной организации «Право ребенка» Бориса Альтшулера, подобные меры предосторожности оправданны. «Они необходимы, так как человек должен чувствовать ответственность и перед государством за того ребенка, которого он берет к себе в семью, и перед самим маленьким человечком, – считает собеседник «НГ». – По моему мнению, существующие правила не только не драконовские, а еще и достаточно слабые. Желающих взять ребенка на самом деле довольно много, и если человек не в состоянии обеспечить его будущее, то как можно ему доверить судьбу человека?».
«Успехи» Года семьи
В связи с завершением Года семьи чиновники с удовольствием рапортовали о достижениях в сфере усыновления. Так, по словам начальника отдела государственной политики по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Минобрнауки РФ Владимира Кабанова, в 2008 году произошло много знаковых событий в сфере семейного устройства сирот. «Прежде всего – принятие Закона «Об опеке и попечительстве», – рассказал он Агентству социальной информации. – В ближайшее время выйдет постановление правительства РФ, которое регламентирует порядок подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами». Однако, по мнению экспертов, в практическом плане сделано было не так уж и много, а точнее, ничего. «Наше правительство не делает ничего, для того чтобы хоть как-то облегчить жизнь детям, оставшимся без родителей. Что говорить, если в детских домах и в домах ребенка не хватает персонала, – считает Борис Альтшулер. – В стране, где детское население уменьшается ежегодно, детские дома переполнены, они оказываются никому не нужными». Кроме того, по словам Бориса Альтшулера, с устройством детей в семьи проблем могло бы и не быть вовсе, если бы была изменена сама система этого устройства. «Главное, чего мы ожидали от Года семьи и чего не дождались, – это изменение системы устройства детей в семьи. Сейчас она работает по принципу накопления и ожидания: «клиент» как в магазине выбирает себе «товар» из большого количества детей, – говорит эксперт. – В мире все обстоит по-другому. Например, во Франции и США для каждого отдельного ребенка подбирают родителей. И такой подход дает хорошие результаты, дети практически не задерживаются в детдомах. Есть подобные примеры и в России, однако, к сожалению, они единичны». Также он отметил, что органы опеки и попечительства в России заняты исключительно устройством детей, оставшихся без попечения родителей. «Они в первую очередь должны заниматься предотвращением сиротства, а вот этого они не делают, – говорит Борис Альтшулер. – По нашим данным, практически не ведется работа с неблагополучными семьями, да и простые семьи особой помощи от государства не видят. Кроме того, органы опеки и попечительства в 2008 году существенно увеличили свой штат, однако не психологами, соцработниками, врачами. Не теми людьми, которые действительно нужны. На их место пришли управленцы и чиновники. Естественно, они не умеют работать ни с семьей, ни с детьми. И пока у нас не появятся профессиональные люди, которые будут заниматься проблемой со знанием дела, ситуация не улучшится».
|