По данным Роспотребнадзора, в общей сложности двери перед учащимися распахнут почти 53 тыс. школ. Часть образовательных учреждений закрыли по причине малокомплектности, в каких-то до сих пор не завершен капитальный ремонт, а две школы сгорели во время августовских пожаров. Приемка российских школ к новому учебному году подходит к концу в эти дни, и целый ряд министерств и ведомств (МЧС, МВД, Минобразования и Роспотребнадзор) выявляют все новые нарушения, которые могут привести к закрытию еще десятка школ. Например, к некоторым из них просто не подъехать: нет дорог. Причины закрытия московских школ вчера озвучила руководитель Департамента образования столицы Ольга Ларионова, заявив при этом, что, сколько именно учебных заведений не откроют в День знаний свои двери, она скажет «как-нибудь потом». По другим источникам, в столице 1 сентября закроют или сольют с другими образовательными учреждениями 65 школ. Главная причина – малокомплектность школы. Если в школе учится меньше 350 человек, она считается малокомплектной. Малокомплектными школы чаще всего становятся из-за непопулярности в глазах родителей: плохие учителя, низкий уровень образования. Следом идет другая причина закрытия – экономическая: бюджетные деньги вкладывают туда, где больше учеников. По словам Ольги Ларионовой, 11-классникам из сокращенных школ постараются оставить их же учителей. А вот первоклассники, по ее мнению, будут только рады попасть в более крупную школу: она сильнее.
Штраф за переизбыток учащихся
Ольга Ларионова права не всегда: крупная школа – не значит сильная. Иногда учебные заведения попадают под сокращение по совершенно немыслимым причинам. Так случилось с московской школой для одаренных детей № 27: ее сольют с гимназией № 354. В качестве формальной причины слияния власти называют якобы малокомплектность школы №27. «О какой малокомплектности можно говорить, если в прошлом году мы платили штраф за переизбыток учащихся? Когда в прошлом году мы выпустили семь классов? Это вранье на самом высоком уровне!» – считает старейший школьный преподаватель Светлана Макетчик. Несколько лет назад управление образования Центрального округа столицы почему-то стало снижать для школы планку по приему, дошло до 200 человек. И школа оказалась «малокомплектной», хотя находится в центре Москвы. Вполне возможно, что слияние – повод для увольнения штата пожилых педагогов: их очень много, они формально на пенсии, но обладают уникальным преподавательским опытом и до сих пор активно работают. «Наших педагогов обещали не сокращать, – говорит «НИ» г-жа Макетчик, но сама не верит в обещания. – Что случится с ними после слияния – непонятно». Систему обучения, принятую в своей школе, преподаватели называют методикой будущего. Основной контингент – одаренные дети. Среди них есть и ребята, уже выбравшие жизненную стезю, – артисты, музыканты (в их числе 14-летний пианист, международный призер), спортсмены (в школе учится чемпионка мира по художественной гимнастике). Многие дети активно работают. Другая часть учеников школы – дети-инвалиды, занятия с ними проводятся через Интернет. Вот история со школой № 469. Ученики ее много лет ютились в здании 1936 года постройки и ждали переезда в новое помещение. Когда оно наконец было достроено, пришла новость, что школу вовсе закрывают. Сейчас, как убедился корреспондент «НИ», подойти к школе крайне сложно: от посетителей ее отделяют глубокий ров, оградительные решетки и трубы теплотрассы, выведенные на поверхность. На территории учебного заведения в два яруса выстроились строительные бытовки. По двору деловито снуют рабочие. Местные жители подсказали нам, что директор и администрация уже переехали в соседнюю 502-ю школу. Впрочем, есть и счастливые случаи слияния школ. С 1 сентября основная (9-летняя) школа № 16 в микрорайоне Звягино города Пушкино Московской области превратится в начальную. «Наполняемость класса у нас была 11 человек, а в городе должна быть не менее 25, – говорит «НИ» директор школы Ольга Киселева. – Так что из-за подушевого финансирования зарплат учителям хватало только на пять месяцев. Из-за этого пришлось изменить статус школы. Старшие дети пойдут в соседнюю школу, она недалеко. Всех учителей, которых сократили, уже трудоустроили». По словам директора, в изменении статуса школы есть даже плюсы: когда в школе только младшие дети, им в группе продленного дня уделяется больше внимания. К тому же в школе недавно сделали ремонт, и теперь там есть даже действующие душевые, чем не могут похвастаться и некоторые московские школы. Теперь в Звягино зовут учиться детей из центра города (хотя до центра Пушкино от этого сельского района пять километров).
По ничейным дорогам школьников не возят В Самаре везти детей в отдаленные школы родителям остается только на машинах: школьные автобусы из-за аварийности дорог в некоторых районах отменили. Из 608 маршрутов школьных автобусов 64 участка проходят по бездорожью. Это 125 километров! Например, в ужасном состоянии находится дорога из села Августовка до поселка Малая Черниговка: узкая, вся в ямах и ухабах. «Оформление документов для взятия этой дороги на баланс муниципалитета только ведется, поэтому движение школьных перевозок по ней будет возобновлено не раньше следующего года», – говорит заместитель главы администрации Большечерниговского района Самарской области Андрей Маслов. В Волжском районе закрыто четыре маршрута школьных автобусов, и только два из них успеют привести в порядок до 1 сентября. Между тем на ремонт дороги только в одном поселке нужно 55 млн. рублей. Всего в губернии закрыто 11 школьных маршрутов. Кроме этих проблем в Самарской области у 453 школ истек срок лицензии на право ведения образовательной деятельности. Причем во многих муниципалитетах лицензировано меньше 50% школ.
Устранить печное отопление за семь дней Некоторые школы могут не открыться, если не устранят грубые нарушения пожарной безопасности. Вчера МЧС опубликовало «черный список» российских школ, не прошедших контроль со стороны пожарных. В список вошли 94 школы, 40 из них находятся на территории Южного федерального округа. В одном Дагестане инспекторы «забраковали» 29 школ. В Московской области – две, под Наро-Фоминском и Орехово-Зуевом. Москвы в списке нет. Самарская школа № 15 тоже оказалась в «черном списке» пожарных, и не в первый раз. Раньше ее хотели закрыть из-за проблем с пожарной безопасностью прямо посреди учебного года, потом – объединить со школой № 63. Родителей это не устраивало. «Это старейшее учебное заведение Самары, построенное в 1902 году как гимназия, – говорит «НИ» родительница Виктория Краснова. – Закрыть эту школу было бы социальным преступлением». Но у пожарных с каждым годом появляются к руководству школы все новые и новые претензии. Все предписания прошлого года устранили, но 31 мая появилось новое, в котором добавлены 37 пунктов! «До 1 августа выполнить все претензии было нереально, – заявил «НИ» директор учебного заведения Дмитрий Дмитрицев. – К тому же многие из них надуманы». Г-н Дмитрицев полагает, что безопасность школы уже обеспечена выполненными ранее работами. Родители уверены, что на здание в центре города просто кто-то положил глаз, вот школу оттуда и выживают, используя пожарных. Непреклонность пап и мам не дала горадминистрации закрыть учебное заведение. Мэр Самары Виктор Тархов подписал постановление о продлении срока реорганизации до 1 августа 2011 года. И вот школа № 15 снова в «черном списке». Но этот факт не означает, что она не начнет работу 1 сентября, как и все другие школы, попавшие в список. Закрыть школу могут только по решению суда. В случае грубого нарушения противопожарной безопасности – например, отсутствия аварийных выходов – МЧС лишь выписывают предписание с требованием устранить нарушение. «Эти школы к 1 сентября все сделают, я вас уверяю. Потому что у нас такая практика. Пять лет назад у нас 60% школ приходили к 1 сентября неготовыми, а в прошлом году – уже 0,01%», – успокаивает «НИ» заместитель начальника управления информации МЧС России Елена Чернова. Как можно к 1 сентября перевести школу с печного отопления на центральное – остается загадкой. Однако, скажем, две школы в Высокогорском районе Татарстана имеют печное отопление и до сих пор как-то работали... Работали и школы, находящиеся в аварийном состоянии. Зато теперь подготовить их к осени не успели. По данным Роспотребнадзора, почти в одной тыс. школ не завершен капитальный ремонт. В Алтайском крае капитальный ремонт удалось довести до конца только в 60 школах из 119, в которых этот ремонт проводится. По этой причине не откроются и четыре школы в Красноярске. Капитальный ремонт требуется чуть ли не половине школ в городе, а всего их там больше тысячи. Такие же проблемы у элитной челябинской гимназии № 48. В начале августа выявили расхождение стен на 20 сантиметров, а это уже отклонение от проекта, и пришлось ремонт согласовывать с Ростехнадзором. На бюрократические процедуры ушло три недели, а школа откроется теперь только 1 октября. 600 учеников начнут учебный год в лицее № 102. Проблему в другой челябинской школе, № 153, и вовсе пришлось взять на контроль главе Челябинска Сергею Давыдову. Здание школы стоит на грунтовых водах, и подвал регулярно затапливает, а это приводит к проблемам с водоснабжением и отоплением. Чтобы сделать дренажную систему, нужно три млн. рублей. В полыхающей Рязанской области этим летом пожар уничтожил две школы. Одна из них – в сгоревшем поселке Криуша, ее восстановят только к середине 2011 года. Этот учебный год некоторые ученики 5–11-х классов проведут в начальной школе, а другие – в конторе лесхоза. В начальной школе места очень мало, столовая и так готовила в две смены, а как теперь будут кормить – непонятно.
|