Общественная палата (ОП) РФ выступила с резкой критикой проекта образовательных стандартов средней школы, разработанных по заказу Минобрнауки. В распоряжении утверждается, что "значительная" часть стандартов "нуждается в существенной доработке" и одобрении Министерства финансов, выделяющего средства на нововведения в образовании. В Министерстве образования утверждают, что у ОП ранее была возможность повлиять на разработку стандартов, но она предпочла "неконструктивную" критику.
Авторы заключения утверждают, что проект новых стандартов, рассчитанный на учеников с пятого по девятый класс, "существенно отстает от аналогичных зарубежных документов" в плане требований к результатам образования школьников. По мнению ОП, стандарты являются скорее декларациями о намерениях и носят "недеятельностный, непроверяемый характер". Это ставит под вопрос реалистичность стандартов, которые "ориентируют школы на консервацию традиционных педагогических подходов". Несмотря на то что в тексте стандартов говорится о необходимости учитывать индивидуальные особенности детей, на деле "отведено недостаточно времени на работу, связанную с развитием творческих начал учащихся". В итоге авторы документа заявляют, что стандарты "нуждаются в существенной доработке". При этом ОП говорит о необходимости проведения "широких общественных обсуждений во всех без исключения субъектах РФ" и о проведении предварительного эксперимента по введению стандартов. Кроме того, ОП требует от Минобрнауки согласовать проект с Министерством финансов. "Без таких процедур принятие стандартов нам представляется недопустимым",— заявляют в Общественной палате. Предложения комиссии уже направлены в Минобрнауки.
Новые образовательные стандарты по замыслу Минобрнауки должны регулировать все стороны обучения школьников — от содержания учебной программы до оборудования в спортивном зале и наличия у ученика некоего портфолио с внешкольными достижениями. Таким образом, помимо требований к оценкам выпускников новые стандарты затрагивают вопросы воспитания и условия обучения школьников. К настоящему моменту разработаны стандарты для младшей школы — с первого по четвертый класс. В этом году по ним начали учиться около 200 тыс. первоклассников в школах, которые самостоятельно решили на них перейти. В следующем году они будут обязательными для всех первоклассников. Через пять лет эти же школьники должны будут первыми перейти на стандарты для общей школы.
"Стандарты основного общего образования должны быть построены на принципиально новой философской основе, соответствовать школе информационной цивилизации,— заявил член Общественной палаты, директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский.— Поэтому важно, чтобы они были доведены до определенного инструментального и смыслового уровня и были понятны всем участникам образовательного процесса — не только учителям и академикам, но и родителям". По его словам, введение таких стандартов предполагает серьезные затраты. "Нужны будут деньги для новых образовательных пособий, для повышения квалификации учителей,— заявил член ОП.— Поэтому необходима согласованная позиция с ведомством, которое отвечает за финансирование".
Разработкой стандартов занимается группа специалистов под руководством гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, однако вчера, по словам его пресс-секретаря, он весь день был на совещании в Минобрнауки и был недоступен для комментариев. При этом источник в Российской академии образования, специалисты которой также ведут работу над стандартами, заявил, что в настоящий момент документ спешно дорабатывается по требованию Министерства образования. "Для этого на прошлой неделе даже вызвали некоторых академиков из отпусков,— утверждает представитель академии.— Им поставлен срок переписать некоторые части стандартов уже к 10 сентября". В Минобрнауки не комментируют ситуацию с переработкой стандартов, но претензиями ОП удивлены. "В этой комиссии собрались действительно очень серьезные люди, поэтому им ранее предлагалось сформировать техническое задание, повлияв на формирование стандартов,— заявил чиновник в министерстве.— Но они предпочли такой профессиональной работе критиковать то, что делается. Это нельзя назвать конструктивным диалогом".