Cпор вокруг новых образовательных стандартов для старших классов вызван их неверным толкованием, но при этом в документе есть отдельные позиции, которые, безусловно, заслуживают критики, например, отказ от обязательного изучения русского языка, считают опрошенные эксперты. В 2011 году по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) будут учить в начальной школе (первый-четвертый классы), в 2012 году планируется переход на новый стандарт основной школы (пятый-девятый классы), в 2013 году - старшей (10, 11 классы). ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ с 1 сентября 2020 года. Из-за недостатка информации и недопонимания содержания проекта стандартов для старшей школы общественная дискуссия переросла в открытое письмо главе государства, под которым подписались более 7 тысяч учителей. Разработчики ФГОС для 10-11 классов выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, вторая группа - иностранный язык, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. Предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Предметы, изучаемые на интегрированном уровне, дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают системное изучение основ наук. Обязательными для изучения каждым учеником старшей школы останутся три курса: Россия в мире, ОБЖ и физкультура.
Стандарты надо обсудить
Директор лицея №1518, учитель года России - 2007 Анна Мехед отмечает, что к ФГОС для старших классов очень много технических вопросов. "Есть недопонимание и некие опасения, поскольку у нас в новом законе об образовании прописано, что базовая школа остается бесплатной. Возникает вопрос, что имеется в виду, под базой. База 24 часа в 11 классе и все, а дальше идет платное образование, или база девять классов, и старшая ступень становится платной? Я думаю, что вот такие вещи требуют разъяснения", - сказала в понедельник РИА Новости Мехед, отметив, что может возникнуть путаница в понятиях "базовое школьное образование" и "базовый образовательный уровень". По ее мнению, разработчикам стоило вынести стандарты на общественное обсуждение, так же, как обсуждается закон об образовании. Чаяния старшеклассника Член Общественной палаты (ОП) РФ, директор московского центра образования "Царицыно", который в 2006 году был назван лучшей школой России, Ефим Рачевский считает, что новые стандарты отвечают требованиям современных старшеклассников. "Новые стандарты соответствуют чаяниям современных старшеклассников и современной науки. Единственные, кто этого не понимает, - это учителя и ряд других взрослых людей", - считает собеседник агентства. По его мнению, из-за витиеватого написания новые стандарты требует разъяснений. "В новом тексте стандартов это так стилистически невнятно написано, что все требует толкования. Разработчики стандартов должны сесть и переписать, чтобы всем все стало понятно", - считает Рачевский. По мнению директора школы, ученик после девяти классов должен "самоопределяться, кем он себя мыслит в будущем". "Отбарабанил все до девятого класса, экзамены сдал и где-то со второго полугодия десятого класса треть предметов изучает основательно, треть время от времени, а на треть "забивает". Он (старшеклассник) определяется не с профессией, а со сферой деятельности", - сказал Рачевский.
Русского языка не хватает Директор средней общеобразовательной школы №1060 Москвы, учитель математики Михаил Случ, который стал одним из двух победителей конкурса "Учитель года" в 2010 году, считает, что в списке обязательных предметов не хватает русского языка. "Если мы говорим о перечне обязательных предметов, мне кажется совершенно нелепым, что в число обязательных предметов не попал государственный язык, я это говорю как учитель математики", - заявил он. Также, по его мнению, не каждый девятиклассник в силах самостоятельно выбрать одно из направлений для дальнейшего обучения. "Ученик имеет возможность выбора - отличная ситуация, правда, надо понимать, как ученика к этому выбору подготовить и как школа может поддержать этот выбор", - отметил Случ. По его мнению, у ребенка должна оставаться возможность пересмотреть свой выбор и сменить уровень. "Прежде чем мы перейдем на стандарт для старших классов, хотелось бы пережить переход на стандарт в начальной и основной школе", - сказал педагог. Он отметил, что уже сегодня существуют проблемы, связанные с переподготовкой учителей и оснащением школ. К 15 февраля авторы ФГОС представят доработанную версию стандартов старших классов в Минобрнауки РФ, после чего предстоит долгий этап обсуждения и согласования в различных инстанциях. В свою очередь в министерстве образования спокойно следят за общественной дискуссией вокруг стандартов, ведь обязательными они станут еще не скоро.
|