В ближайшие два-три года министерство образования и науки РФ проведет анализ опыта первых лет реализации двухуровневой системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в российских вузах. Об этом «Росбалту» сообщил заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки Олег Орчаков. Он отметил, что «проведенная работа позволит четко определить преимущества и недостатки новой системы».
«Переход на новые образовательные стандарты, — считает специалист, — позволит российским гражданам учиться по образовательным программам, сочетающимся с международными стандартами, будет способствовать повышению академической мобильности студентов и преподавателей, расширению научного обмена, открытости системы к глобальным инновационным трендам и, как следствие — участвовать в глобальной конкуренции».
По оценке директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, по схеме «бакалавриат-магистратура» сегодня работают примерно 13% российских вузов. Если учитывать высшие учебные заведения, в которых бакалавриат введен только на первых курсах и только по нескольким направлениям, число включенных в Болонский процесс увеличится до 35%.
Напомним, в прошлом году в силу вступила новая редакция Закона о высшем и послевузовском образовании, которая утвердила право профильного министерства определять политику вуза в части введения двухуровневой системы образования. В редакции готовящегося проекта закона Минобрнауки это положение сохраняется.
«На мой взгляд, министерство образования не должно было ничего делать насильно. Закон о высшем образовании 1996 года ничем не мешал участию в Болонском процессе на добровольной основе», — прокомментировал ситуацию депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин. «Я знаю, — добавил он, — что, когда была возможность выбора, только 12% вузов ввели бакалавриат, опасаясь проблем на рынке труда».