По итогам дискуссий о развитии российской школы, которые проводятся в рамках коррекции Стратегии-2020, экспертная группа № 8 "Новая школа" разрабатывает рекомендации по дальнейшему проведению реформ. О том, какие изменения необходимы, рассказал заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Госдумы, член экспертной группы № 8 "Новая школа" Алексей Майоров.
- Алексей Николаевич, в течение полугода группа № 8 еженедельно проводит семинары, конференции и круглые столы. О каких выводах можно говорить сегодня?
- Когда мы начинали работать, был проведен анализ, какие из запланированных изменений в российском образовании были реализованы. Оказалось, что, доведено до конца очень немногое из того, что намечалось в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: введен ЕГЭ, состоялся переход на двухуровневое высшее образование. Можно, конечно, с этим смириться – оставить все как есть. Но проблемы сами по себе никуда не денутся.
Поэтому начатые преобразования необходимо доводить до конца, учитывая, что потенциал реформ, которые инициированы сверху, - об этом говорил и министр Андрей Фурсенко - практически исчерпан: население устало от изменений. Выход один – делать ставку на инициативы, которые население поддерживает. Например, профильная школа – ее поддерживают все, и родители, и дети, надо обеспечить каждому учащемуся возможность построения собственной образовательной траектории в рамках профильного обучения. Частичная оплата за обучение в вузе. Сегодня образование либо бесплатное, либо за него надо платить полностью. Если же сделать так, что студент сможет оплатить часть расходов, все только выиграют: и вузы, получив дополнительные средства, и студенты, которые смогут воспользоваться кредитом, и государство, которое получит квалифицированных специалистов. Негосударственные детские сады решают проблему доступности дошкольного образования, но государство пока их никак не поддерживает. Учителям необходимо право выбора места для повышения квалификации. Все это признают, но вопрос решается крайне медленно. Из числа не до конца решенных проблем - и образовательное кредитование.
- Вы говорите о поддержке населения. Но ведь была попытка решить проблему частичной оплаты обучения в вузах через ГИФО – государственные именных финансовых обязательств. А профильное обучение – это проект стандарта Александра Кондакова, реакция на который известна.
- Реформы всегда затрагивают чьи-то интересы – возникает сопротивление. И еще одно обстоятельство – необходимость комплексного решения проблем. Профильная школа забуксовала, потому что организационные механизмы не были увязаны с обновлением содержания образования. Повышение самостоятельности руководителей образовательных учреждений возможно только при развитии общественного участия в управлении образованием. Отдельно эти проблемы решить нельзя. И еще важный фактор - настойчивость в решении проблем. Да, решить проблему частичной оплаты через ГИФО не удалось, но ведь проблема осталась, нужно искать другие варианты.
- Один из выводов экспертной группы касается необходимости создания национальной системы качества образования. Речь идет о неком аналоге ЕГЭ – тестировании, который будет проходить не только в выпускных классах?
- Нет, не только о тестировании, но и об исследованиях, посвященных качеству образования. Ведь важно не только зафиксировать результаты – уровень знаний школьников, но и понимать, отчего он зависит, чтобы в дальнейшем на основе этой информации принимать управленческие решения.
Нам, действительно, нужна система оценки достижений учащихся в разном возрасте – что знают и умеют, как это соотносится с требованиями образовательного стандарта. "Стандарт реализуется" – для системы образования это пустая фраза. Надо понимать, сколько процентов детей осваивают его успешно, а сколько отстающих. В зависимости от этого должны быть разные подходы к работе у учителя, школы, системы образования в целом. Кроме оценки достижений учащихся, необходим и мониторинг системы образования – обеспечена ли доступность, качество и т.д.
- Каким будет документ от группы "Новая школа", который войдет в итоговый текст Стратегии-2020?
- Мы представим стратегическое видение развития системы образования в контексте развития близких к ней сфер. Мы много обсуждали проблемы здравоохранения, института детства, неформального образования (вклада родителей), старались в целом старались охватить систему социализации, где школа только один, пусть даже центральный, ее элемент.
Очевидно, в итоговой версии документа будет представлено несколько сценариев развития образования: стабилизационный, модернизационный, инновационный, возможно еще какой-то. Если говорить по-простому, первый – "будем жить как живем", второй – "напряжемся и завершим начатые преобразования плюс еще что-нибудь", третий – "напряжемся и сделаем все по максимуму". А может быть и сценарий возврата к "славному советскому прошлому".
|