Новые образовательные стандарты для старших классов могут быть опробованы в российских школах уже в этом году, считает научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, разработчик стандартов Александр Кондаков.
Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, разработанный ИСИО РАН, принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие - более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
Ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что апробация нового стандарта в некоторых школах может начаться с 1 сентября 2013 года, а "в полной мере он будет задействован не раньше 2020 года".
"С сентября этого года первые школы в 14 субъектах по одной-две от субъекта начнут эксперимент по внедрению этого стандарта, если он будет утвержден", - отметил Кондаков.
По его словам, школы для эксперимента отберут местные органы управления образованием. "Это должны быть и городские, и сельские, и лицеи, то есть самые разные школы. Ключевые моменты, связанные с проблемами введения, получат свою оценку, и будут выработаны рекомендации", - сказал разработчик стандартов, добавив, что до 2020 года достаточно времени, чтобы основательно подготовиться в обязательному введению стандартов.
Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета.
Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.