Среда, 2024-11-27, 21:24
Заволжская МОСШ №3
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Школа [150]
Новости нашей школы
Образование [661]
Новости образования
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы относитесь к спамерам?
1. Ненавижу
2. Безразлично
3. Пытаюсь бороться с ними
4. Помогаю им
5. Нравятся

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 12
Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Подросткам нужны «костыли».
Подросткам нужны «костыли».
10:19
Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам — старшему поколению. 
 
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
 
Однажды, в какой-то момент очень нужно, чтобы рядом была поддержка хорошего, умного, честного человека, будь то родитель либо духовный наставник, тот, кому ты доверяешь и кому веришь. Нам нужны «костыли», чтобы не упасть в ту пропасть, в которую мы сами в подростковом возрасте себя загоняем. Это потом, наделав самостоятельно множество ошибок, мы поймем, переживем добро и зло так, как оно есть.
 
ВНИМАНИЕ — ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ!
 
Вначале я приведу слова А.Б. Боссарт: «...на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это МАЛОЕ ВНИМАНИЕ обращают слишком ПОЗДНО. Когда уже поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или не человек... Когда он готов, без нас окончательно произошел или не произошел. И мы как будто ни при чем...»
Особенно жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт.
Подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская, структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили его как взрослого, как личность. И от того, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. Нам надо бы серьезно задуматься над этой проблемой.
Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
На мой взгляд, давно настало время задать себе вопрос: кто же вырастил их такими — неприкаянными, ощетинившимися, озлобленными? Давно пришла пора взять на себя ответственность за собственное творчество. Ведь сколько сейчас вокруг жестокости — на экранах телевизоров, на улице, даже в семье. Сколько несправедливости, унижения, равнодушия...
И в чуткой, ранимой душе взрослеющего человека все это получает особенно быстрый и горячий отклик. Бесследно не проходит никакое зло. И каждая детская обида — тот острый осколок, который будет царапать сердце всю жизнь. На мой взгляд, такие черты характера, как подозрительность, мнительность, болезненное самолюбие, безжалостность, глубоко посеяны в душах на заре жизни — равно как и совестливость, щедрость, искренность, неравнодушие к красоте и чужой боли.
И не зря этот возраст называется переходным, потому как проводниками от детской во взрослую жизнь должны стать именно родители.

 
КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДЕТСТВО?

ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС. Так его называют в возрастной психологии.

В переводе с латинского языка означает половую зрелость. Однако изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к физиологическому и половому воспитанию. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-разному. Один ребенок может провести эти годы вполне мирно и спокойно, другой будет совершать дикие выходки, то и дело подвергая себя опасности.
Общим для всех — и детей, и родителей — будет одно: волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения беспомощного ребенка во взрослого человека.

Несмотря на индивидуальные различия, в этот период развитие ребенка имеет общие черты:

— путь к обособлению,

— поиск своего «Я»,

— обретение своего «Я» и примирение с родителями.

 
СО МНОЮ ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ...

- Я не понимал, что со мной тогда происходило. Мне казалось, что все люди с интересом разглядывают меня. В моей внешности я искал странности и находил их. Меня и моих родителей пугало мое изменчивое настроение. Порой я боялся выходить на улицу из-за того, что считал себя уродом...
- Самым страшным для меня в школе был урок физкультуры. Учитель требовал от наc, девочек, ношения белой майки и черных трусиков. Эта одежда подчеркивала выпуклости моего тела, особенно грудь, чего я ужасно стеснялась. Я первая из класса стала носить бюстгальтер. Это стало темой обсуждения у одноклассниц и причиной насмешек наших глупых мальчишек.
- Лет в 12 я посмотрела на себя в зеркало и... горько заплакала. Все лицо было покрыто ужасными прыщами. Я сразу попыталась избавиться от них: терла жесткой губкой, прижигала одеколоном, выдавливала, и от этого делалось еще хуже. К маме я потом боялась подойти и услышать упрек, что во всем виновата сама. А как страшно было показаться друзьям в таком виде.
Важной задачей взросления подростка является его психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием.
Он впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физические изменения (рост тела, появление вторичных половых признаков и т.д.). Тесная связь биологических и психологических изменений во многом определяeт специфику данного возрастного кризиса.
Назову основные признаки наступления пубертатного периода.

• Начинается все с отчетливого ускорения роста. Такой скачок у девочек наступает 2 годами раньше, чем у мальчиков, поэтому в 5 — 6-м классе все мальчишки значительно ниже ростом, чем девочки. Для подростков типична неравномерность физического созревания.

• Двигательная система также развивается своеобразно. Можно отметить изменениe в моторике, результатом которого является временное нарушение координации движений. Этим объясняется некоторая неуклюжесть подростков.

• Изменения происходят и в развитии внутренних органов. Внутренние органы развиваются с разной скоростью. Центральная нервная система в это период функционирует незначительно. В связи с этим возникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростка характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену физического состояния и настроения.

• Особо хочется обратить внимание на гормональную регуляцию, происходящую в этот период. Она проходит на различных уровнях: эндокринных желез и координации их работы с гипофизом.

Удлинение тела стимулируется гормоном роста — соматотропином.
За половое созревание отвечают гормоны эстроген и гонадотропин.
Андрогены отвечают за сексуальное влечение и половое созревание подростков.
Сильные гормональные изменения оказывают влияние на психику, особенно на такие явления, как депрессивные и эйфорические состояния, проявление агрессивности.
Стоит задуматься, что ни в какой иной период своей жизни человек не испытывает столь бурных и быстрых изменений, какие происходят с ним в подростковый период. В это время буквально рушится вся система координат, действовавшая в детстве.
Биологическая «перестройка» так меняет тело, что оно вскоре начинает казаться чужим. Подросток, подстегиваемый гормонами и вдруг возникшими непривычными сексуальными переживаниями, чувствует, что перерос роль ребенка и стремится на поиски своего нового «Я».

 
НЕЛЬЗЯ НЕ ДУМАТЬ «ПРО ЭТО»

Возможно, первый сексуальный опыт подростка родители могут и не заметить, но первую любовь невозможно проглядеть. Мечтательное выражение лица, возвышенность чувств, бесконечные разговоры по телефону, запах духов и дезодорантов, длительное стояние у зеркала...
Тот из взрослых, кто не равнодушен к своему ребенку, не упустит этих признаков.
Большинство подростков жаждут испытать любовь. Однако, когда это будоражащее чувство приходит, заполняя собой все, оно почти неизбежно приносит боль.
Одни отдают свое сердце человеку, который понятия не имеет об их чувстве, и терзаются сомнениями, стоит ли сделать признание.
Другие испытывают неразделенную любовь, оказываются отвергнутыми.

Родители склонны легкомысленно относиться к любви ребенка, особенно если она — первая.

- Он был старше меня на 3 года, уже заканчивал школу. Себя я считала маленькой, незаметной пигалицей и никогда не думала, что ОН когда-то обратит на меня внимание. Но это произошло, и мы стали встречаться, ходить в кино, на каток, в кафе. Это было настоящее счастье! В этот период я не могла думать ни о чем, кроме него. Весь мир для меня — это Он. Я сильно похудела, забросила учебу и музыкальную школу. Начались проблемы с родителями. Маме я рассказала о НЕМ, но вместо того, чтобы разделить мои чувства, она усмехнулась и сказала: «Таких, как он, будет еще вагон и маленькая тележка!». Тогда мы впервые серьезно с ней поссорились. Летом мы расстались. Он уехал в лагерь работать вожатым, и после этого он сказал, что встретил девушку своей мечты. Я думала, что умру — так мне тогда было больно. А пойти к маме уже не могла, боялась наткнуться на непонимание. Спасибо подругам, только он смогли «вытащить» меня из этого состояния.

Порой родители с усмешкой и любопытством наблюдают страдание в глазах и опущенные плечи своего поверженного любовью отпрыска. По собственному опыту взрослые знают, какую боль приносит разбитое сердце, но, по их мнению, такой боли не может быть у подростка.
Современные подростки живут в мире, в котором нет никаких правил, связанных с сексом. Кино, СМИ, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как часть полноценных отношений между людьми. Поэтому значительное число подростков ведет активную сексуальную жизнь.
 
Подростки, не живущие половой жизнью, борются с такими мыслями: «Может, со мной что-то не так? Может быть, я упускаю что-то важное?».
Современные подростки живут в мире, в котором секс не только считается нормальной частью ухаживания, но и совместная жизнь до вступления брак все более и более становится естественным делом, а гомосексуализм превращается в альтернативный образ жизни. Такие слова, как «бисексуал» и «трансвестит», стали привычными для современного подростка. Наверное, в этом мире подросток должен справиться и с этой проблемой своей развивающейся сексуальности.

 
«ВНИМАНИЕ! Я УЖЕ НЕ РЕБЕНОК!»

- В то время я представлял себя как вполне установившуюся натуру, но натуру, только начинающую входить в общество уже не как ребенок, а скорее как полноценный человек, но еще многого не знающий в жизни. Конечно, как и у других моих сверстников, у меня были кумиры. Я даже мог называться фанатом одной популярной группы. Быть фанатом, значит, быть как все: серым и из толпы. Поэтому и я казался им таким же, как и они. Но я был другим, я менялся. Казалось, что во мне просто кто-то рос и взрослел. Накапливался конфликт между мной, похожим на всех, и мной взрослеющим. Появлялось понимание, а потом и уважение к людям, особенно к родителям, которые помогали в трудные минуты.
- В 13 лет я видела себя взрослой, полноценной, современной девушкой. Другим, особенно родителям, я казалась маленькой, глупенькой и беспомощной. Мне очень мешало чрезмерное опекунство и внимание. Мне казалось, что я пленница, что родители меня не понимают и не признают моих друзей — таких умных, опытных (наркоманов, малолетних хулиганов). Мне хотелось, чтобы все оставили меня в покое.
- До 14 лет я была ребенком в «розовых очках». Мне казалось, что все люди вокруг добрые и отзывчивые. Но потом мои взгляды на жизнь резко изменились. Это было в 8-м классе, когда я влюбилась в парня девушки, которая была лидером в нашем классе. Она подговорила всех ребят, и мне устроили бойкот. Все отвернулись от меня. Было так тяжело, что не хотелось жить. Рядом со мной осталась только одна моя подруга. Лишь она помогла мне в трудный момент. Я очень сильно разочаровалась в людях, в любви и превратилась из веселой общительной девчонки в мрачного и молчаливого человека.
Образ «Я», создаваемый в муках «самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю.

Внутриличностная «картина мира» и образ «Я» в период взросления начинают экспериментальный процесс сопряжения накопленных представлений о жизни.

«Я — концепция» созидающей себя личности строится на сложных жизненных вопросах:

— Как и каким быть, если быть?

— Кем быть, если не быть, а только казаться?..

За все эти творческие мучения расплата одна — невыносимая душевная боль, в существовании которой невозможно признаться даже самому себе.

Все, что знакомо, скучно; все, что не знакомо, страшно... и страшно интересно. Как быть и куда двигаться дальше? Вперед, на волю!

Все эти «гамлетовские» вопросы возникают в период новообразования подросткового возраста — «чувства взрослости». Это особая форма подросткового самосознания, через которую подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, пересматривает свою деятельность.

 
ОТМЕТИМ ЭТО МНОГООБРАЗИЕ ВЗРОСЛОСТИ

Во-первых, это подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде, прическе, косметике. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни. Психологи и социологи называют это «низкой культурой досуга». При этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с компанией с соответствующими жизненными ценностями.

Во-вторых, это равнение мальчиков-подростков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, выносливость, воля, преданность товарищам, верность настоящей мужской дружбе. Этот вид «взрослости» может иметь две стороны.
Положительно, если ребенок начинает заниматься спортом и имеет позитивные установки на приведенные понятия.
Отрицательная сторона заключается в том, что подростков тянет особая жизнь в кругу себе подобных, где провозглашаются сила, жестокость, агрессия, нетерпимость.
Интересно отметить и то, что многие девушки в наше время также хотят обладать «мужскими качествами». Они неженственны, подражают мальчишкам во всем, ходят в «качалку», занимаются боевым видами спорта.

В-третьих, это проявление социальной зрелости. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, когда подросток чувствует себя нужным и полезным в процессе сотворчества. Тогда он занимает место помощника взрослого. Обычно социальная взрослость наблюдается в семьях, переживающих трудности. Там подросток фактически занимает ведущую роль. Здесь забота о близких и их благополучии принимает характер пожизненных ценностей этого человека.

В-четвертых, конечно же, интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний подростка — это результат его самостоятельной работы.

Подростки, стремящиеся к знаниям, среди группы чувствуют себя не совсем уверенно.
- Тогда моя доброта, интеллект и интеллигентность никому не были нужны. Я был «белой вороной» среди своих сверстников. От того, что много читал, сидел за «компом», стал носить очки, отношение ко мне еще более ухудшилось. Но тем не менее я не изменил своих принципов и оставался таким, какой я есть.

 
ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Подведем небольшой итог тому, к чему стремится подросток в период взросления:

— принять свою новую внешность и расширить возможности своего тела, занимаясь спортом, танцами, искусством, трудом и т.д.;

— усвоить специфику поведения и образа своей мужской и женской роли;

— научиться устанавливать более зрелые, новые отношения с ровесниками обоего пола;

— сформировать эмоциональную независимость от родителей и других взрослых;

— подготовиться к профессиональной карьере;

— построить систему ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социумом за счет расширения «личностного пространства»;

— сформировать собственное отношение к жизни, к смерти, к вечности, к Богу.

 
О САМОСОЗНАНИИ

Формирование самосознания в подростковом возрасте проявляется и развивается в специфических эмоционально-поведенческих реакциях.
Многие взрослые, не зная о подобных новообразованиях, расценивают это как бунт и непослушание, таким образом настраивая подростка против себя.
• РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ. В основе этой реакции лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых. Факторами возникновения проявления эмансипации могут быть: гиперопека, мелочный контроль, полное лишение подростка самостоятельности, инициативы, отношение к нему, как к маленькому ребенку, критика в адрес личности подростка, грубость в общении, насилие, насмешки.
В этом случае подростки протестуют против несправедливости по отношению к их личности.
Эмансипация может проявляться явно и скрытно. Среди явных проявлений можно отметить: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркоманию, правонарушения.

Среди скрытых проявлений можно отметить такие, как бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.

• РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Когда подростки перестают чувствовать себя в безопасности среди своей семьи, то неизменно их ждут друзья. Что получают подростки в кругу своих друзей?
Во-первых, это важный канал информации, которую нельзя получить от взрослых.
Во-вторых, здесь завязываются новые формы межличностных отношений, в которых подростки глубже познают себя и окружающий мир.
В-третьих, группа представляет собой новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.
• РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ. Любое увлечение — это средство самовыражения, коммуникации и идентификации. Средство достижения престижного статуса в своей среде.
Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты.
И нельзя сказать, что увлеченный проросток — это плохо, напротив, взрослым нужно приложить все усилия для самовыражения собственного ребенка.

• РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЕМ САМОСОЗНАНИЯ. Эти реакции вызваны тем вниманием, с каким подросток относится к своей внешности, то есть к форме, образу собственного «Я». А также он обращает внимание на свой внутренний мир.

 
ВОЗНИКАЮЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

От чего может возникнуть чувство тревоги в подростковом возрасте?

Возрастание личностной тревожности объясняется особенностью социальной ситуации. Перед подростком ставятся задачи целеполагания и профориентации.
Особой причиной тревожности может выступать сфера общения со сверстниками.
Для подростка становится особо важным умение познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы; ощущать, что при этом он не теряет индивидуальности и может высказать свое мнение, мысли, поделиться чувствами.
- Я была очень тихим, пассивным подростком. Многие мои друзья и подруги ходили вечером гулять, а я не могла перебороть себя, чтобы пойти с ними. Я боялась новых знакомств, так как многие мои сверстники не воспринимали меня всерьез.

 
О СИНДРОМЕ ИЛЛЮЗОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Этот синдром — не патология. Просто подростки с данным синдромом совершают поступки, которые до этого они себе не позволяли — занимаются сексом со случайными партнерами, нередко имеют искаженное представление о противоположном поле («Если в первый раз не получилось с девочкой, может, попробовать с парнем?»), катаются на скейтах и роликах, подвергая себя видимой опасности — без шлема и наколенников по проезжей части, купаются в опасных местах и т.д.
Им кажется, что все происходит «понарошку» и не представляет никакой опасности. Этот синдром возникает тогда, когда подростку предоставляется возможность насладиться относительной свободой (учеба за границей, летние лагеря, длительные туристические поездки со сверстниками).
В этом случае подсознание подростка дает сбой. Новое окружение, обстановка, новые лица, знакомства — все это вместе влияет на психику подростка. Мальчикам и девочкам кажется, что события происходят не на самом деле, а как в кино. Можно сказать, что появляется так называемый кураж. Новая обстановка меняет и самого человека, тем более подростка.
Вы спросите: «Как долго будет это пребывание в сказке?».
Оно будет до тех пор, пока подросток не почувствует ваше внимание к нему как личности, пока вы не начнете поддерживать с ним доверительные отношения. Пока вы не станете для него якорем или «костылями», которые будут удерживать его от погружения в иллюзорный, сказочный мир.

 
НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В нашем современном мире подростки являются самой уязвимой категорией граждан. Порой некоторым из них приходится выживать, бороться за свое существование.
Результаты этой «гонки на выживание» давно дают о себе знать: разгул преступности, безудержный рост наркомании, повседневная бессмысленная жестокость — вот далеко не полный перечень отличительных особенностей нашего времени. Но самое страшное — это то, что в каждом третьем случае главными участниками событий становятся 13 — 18-летние. «Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, — факт уже официальной статистики... Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой...».
Да, многие этому ужасаются и признают необходимость принятия мер, но каких? Комиссия по делам несовершеннолетних, колония для мальчиков, колония для девочек... — все это обрушивается на голову юного преступника. Конечно, виновные должны получить по заслугам, конечно, нужно обезопасить общество от криминала, но ведь все это только последствия, только «вершина айсберга»! И пока истоки проблемы не получат должного внимания, не будут раскрыты, все останется по-прежнему.
И еще один индикатор распада общества, еще одна, иногда последняя, попытка юного человека достучаться до взрослых — это суицид, который с каждым годом все молодеет и растет. В таком большом городе, как Москва, ежегодно от 1,5 до 2 тыс. несовершеннолетних пытаются покончить жизнь самоубийством. И следует, наконец, спросить себя: понятно ли, под каким жестоким прессом живут подростки, если грубое слово учителя, очередной скандал, устроенный матерью, любовная или школьная неудача подводят к последней черте, за которой обрывается едва начавшаяся жизнь?

 
ИСПОВЕДЬ НЕДАВНИХ ПОДРОСТКОВ

- Средняя школа представляет собой один большой социальный конфликт. Тут и непонимание взрослых, недопонимание родителей, непринятие собственных мнений, моды, слов и действий, столкновения со сверстниками, влияние субкультур, нежелание учиться и уж тем более ходить в школу. Первая сигарета. Первая, как казалось, серьезная любовь. Стиль «не мальчик, не девочка» — унисекс. А самыми главными проявлениями являются САМОВЫРАЖЕНИЕ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, а еще важнее САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, которое заходит так далеко, что еле-еле находится выход.
- Теперь я думаю, что конфликт любого подростка состоит из 2 частей: первая — «найти себя в себе», вторая — найти себя в обществе. Причем от успешности разрешения первой части во многом зависит твое социальное положение. Лично моя проблема была в том, что меня просто никто не замечал. Я начала думать, что я делаю что-то не так. Стала смотреть на других, на свой класс и начала поступать так же, как и они. Я думала: «Ну теперь уж точно меня примут в компанию и станут считать своей». Но нет.
Хуже, конечно, не стало, но ничего и не изменилось. На меня смотрели, как на пустое место. Тогда я поняла, что жить надо так, как хочется тебе, и ни под кого не подстраиваться. А если в тебе вдруг появится какой-то внутренний стержень, который будет действительно интересен именно тебе, то само собой к тебе потянутся люди. Потому что ты станешь ЛИЧНОСТЬЮ.
- Я — единственный ребенок в семье, поэтому мои родители оберегали меня, как теплолюбивый цветок. Я до сих пор не умею готовить еду, меня не заставляли работать по дому, для меня большое значение имели материальные ценности. Я была самым обычным подростком, которому хотелось попробовать все в этой жизни, которому было наплевать на школу и образование (хотя училась я хорошо, просто чтобы сделать родителям приятно). У меня было много друзей, у меня потому и были конфликты с родителями по поводу моей компании и моих увлечений. На фоне этого постоянно возникало желание наложить на себя руки только для того, чтобы родителям было плохо! НО! Если я задумываю такое, я всегда смотрю вперед. Поэтому вскоре после мыслей о самоубийстве я начинала корить себя за подобные идеи, мне становилось стыдно. Во мне постоянно происходила борьба между «Я — неуверенная в себе девочка» и « Я — одна из самых популярных девочек в классе, я — лидер». Себя я видела человеком, которому не хватает духовности, но ничего для этого не делала, все оставалось как есть. Часто мне хотелось уйти из дома, вырваться из «родительского гнезда», доказать, что я стала взрослой, хотя я не осознавала, какие обязанности на меня «свалятся». Часто меня сравнивали с хорошими девочками, я отвечала, что, если во мне родителям что-то не нравится, пусть ищут себе другого ребенка. Для меня было важным не то, что говорили обо мне родители, а какое мнение обо мне было у моих сверстников.
 
НЕ ТАК УЖ ВСЕ И ПЛОХО
(статистика)

ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ

Подросток-москвич твердо знает, кто его родители, но тем не менее 33% проживают в неполной семье.
Свыше 90% детей обитают в отдельной квартире, а то и в собственном доме. Правда, каждый второй из них прописан в «спальных» районах города.
Современный ребенок-москвич убежден, что его семья относится к категории среднего достатка, так полагают 83% из них. Почти в каждой второй семье имеется персональный компьютер.
Подростки в основном находят личные взаимоотношения с родителями вполне сносными (60%). А те из них, кто конфликтует со своими родителями, откровенно признаются, что все беды — от их собственного (т. е. подросткового) упрямства и некоторых увлечений, которые не одобряются родителями. Лишь 25% опрошенных ребят сказали, что родители, в сущности, неплохие люди и делают для них все, что в их силах.

Мы спросили и о прошедшем детстве:

55% ребят оценили свое детство как сказку и хороший сон;
38% заявили, что детство — это обычный процесс, «жизненная дорога»;
лишь 7% назвали детство ужасом и кошмаром, не самым счастливым временем своей жизни.

 
ЗДОРОВЬЕ, САМОЧУВСТВИЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Около четверти опрошенных детей состоят на медицинском учете по причине слабого здоровья, а 38% либо признают себя людьми здоровыми, либо затрудняются ответить на этот вопрос. Интенсивный городской быт и тревожная экология Москвы прямо пропорционально отражаются на самочувствии несовершеннолетних. Почти 80% подростков в той или иной степени страдают головными болями. Примитивизация сексуальных отношений, рекламируемых СМИ, и отсутствие полового воспитания детей в школе обусловливают признание подростков в том, что они знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.
Несомненное пагубное воздействие на физическое и психическое состояние детей оказывают такие вредные привычки, как табакокурение и распитие спиртных напитков.

Современный подросток не откажется от пива (28%) и тяготеет к порошково-синтетическим напиткам — кока-коле, «Спрайту», фанте — 37%.

Как показывают специальные исследования, у значительной части детей и подростков отсутствует реальная установка на здоровый образ жизни, такие дезадаптивные формы поведения, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, считаются нормой.Изучениe поведенческих установок и реального поведения выявило, что только 59% мальчиков и 49% девочек считают необходимым для себя придерживаться принципов здорового образа жизни.

84% подростков употребляют алкоголь с различной степенью частоты, при этом чаще, чем один раз в неделю, — 12% мальчиков и 3% девочек.

Курят, согласно опросу, 46% мальчиков и 44% девочек.

Только около 10% подростков старших классов считают употребление алкоголя недопустимым, 50% мальчиков и лишь 30% девочек считают недопустимым курение. Такие поведенческие установки подростков способствуют дальнейшему росту употребления алкоголя и табакокурения в молодежной среде.

В отношении употребления наркотиков выявлено, что пробовали какой-либо наркотик 20% мальчиков и 21% девочек, при этом 4% — по принуждению. Существует угроза проникновения наркотиков в школьную среду через школьниц, имеющих более старших «друзей».

 
ИХ ИНТЕРЕСЫ И УВЛЕЧЕНИЯ

Обобщенные показатели интересов и увлечений детей позволяют нарисовать довольно пеструю картину. Тем не менее на фоне этой мозаики выделяются и крупные мазки, из которых складываются контуры нашей модели-образа подростка-москвича.

Во-первых, 40% детей заявили, что они либо «болтаются» с приятелями по улицам и подъездам, либо вообще «ничем особенным не занимаются».
33% подростков посещают ночные клубы и дискотеки, свыше 70% детей заняты так называемым непозитивным времяпрепровождением.
Во-вторых, в 5 раз меньше несовершеннолетние отводят посещениям кружков по месту учебы.
В-третьих, и эти данные подбадривают, в свободное от других занятий (в том числе непродуктивного досуга) время подростки уделяют внимание спорту — 30%. А отдельные личности увлечены DJ (ди-джей) культурой и играют в рок- (джаз- либо иной) группе — 2%.

 
ЧТО ЧИТАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК?

Начнем с того, что не увлекается чтением книг каждый шестой ребенок.
Как представляется, проблема неграмотности России не грозит, но ежегодно возрастающая доля подростков, отказывающихся от общения с литературой, вызывает тревогу.
 
Какие же литературные источники предпочитает познавать наш подросток?
Конечно же, в первую очередь это приключения, детективы, фантастика и классика.
На втором месте стоят труды историков, мистиков и триллеры.
На третьем — поэзия, техническая литература и журналы.

 
КАКОВЫ ИХ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ?

Равнодушных к музыке крайне небольшое число — всего 4%.
Основное предпочтение отдается стилю «техно» — 90%, популярной и эстрадной музыке, року (хард, хэви) — 35%.
Далее приоритеты подростков останавливаются на альтернативной музыке (панк, хардрок) — 22%, а также классической музыке — 22%.
Замыкают этот ряд джаз и народная (фольклорная) музыка — всего 5%.
 
ВИДЕО- И КИНОПРЕДПОЧТЕНИЯ

К видео/кинопродукции оказался равнодушен каждый шестой несовершеннолетний (15%). Среди почитателей этого вида искусства большинство любят смотреть комедийные ленты. Следующий уровень интересов нацелен на фантастику, боевики, триллеры и «ужастики».Еще ниже по рангу оказались картины исторические, мистика и эротика.В самом хвосте — «мыльные» оперы.В наши дни ощутимо упал интерес к художественным и, что особенно удивительно, анимационным фильмам (в 3 раза). Пресыщенность современного видеорынка самой разнообразной продукцией тем не менее обуславливает формирование круга подростков, равнодушных к этому виду искусства.

 
ВЕЯНИЯ МОДЫ

Свою нейтральную позицию к моде высказали только 4% детей. Из-за принадлежности к семьям со «средним достатком» более чем 64% несовершеннолетних одеваются так, как могут, особо не гоняясь за нарядами от известных кутюрье.Чуть меньше трети детей все-таки придерживаются веяний моды, а 6% следуют самому последнему «писку», раздающемуся с подиумов.Как и десятилетие тому назад, отечественная одежда и обувь, головные уборы не пользуются какой-либо популярностью у подростков.

 
ТЯГОТЕНИЕ К ТЕХНИКЕ

Лишь 1% подростков признался, что не располагает какой-либо техникой. У большинства детей в распоряжении имеются видеомагнитофоны, магнитофоны, аудиоплейеры и музыкальные центры.Нередки владельцы видеокамер, CD-плейеров и диктофонов, мобильных телефонов.Равнодушны к этим достижениям технической мысли человечества только 2% детей.Следует добавить, что доступ к персональному компьютеру (ПК) имеют 80% подростков. Контакт с ПК происходит главным образом в трех местах: у себя дома и у приятелей, в интернет-кафе, реже по месту учебы. Заглавными формами общения с ПК являются игровые сражения, машинописные работы, а также «путешествия» и общение с друзьями посредством Интернета.

 
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ OРИЕНТИРЫ

Довольно резкий разворот произошел в мировоззренческих концепциях в России в последнее время, что не могло не сказаться на духовном облике московских подростков. Сегодня 49% детей твердо, по их мнению, верят в Бога.Еще 40% несовершеннолетних убеждены в наличии неких высших сил или высшего разума, т.е. их вера покрыта тайной мистицизма. А 14% ребят отнесли себя к разряду людей, которые заявили: «Я не верю ни в Бога, ни в дьявола, ни в какие-то там высшие силы, но доверяю собственному разуму, сознанию и поведению».

 
ЭКОНОМИКО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХАРАКТЕРА

Еще одна любопытная мировоззренческая черта современного подростка. На вопрос, как бы подросток использовал крупную сумму денег, будь такие средства у него в наличии, несовершеннолетние ответили в духе нашего времени. Удовлетворить личные финансовые потребности пожелали 80% несовершеннолетних. Это покупка недвижимости, траты на развлечения и отдых, вложения в бизнес.Другая часть детей (20%) проявила помимо сугубо деловых также и гуманитарно-благотворительные устремления: помощь бедным, больным и т.д.

 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Более чем каждый второй несовершеннолетний видит себя сугубо гражданским человеком. Тем не менее согласны посвятить собственную жизнь военной, милицейской и иной силовой карьере немалое количество несовершеннолетних — 49% юношей и девушек. Те несовершеннолетние, кто намерен сделать карьеру в гражданском обществе, свои профессиональные ожидания нацеливают главным образом на бизнес (торговлю

Просмотров: 568 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
155410 Ивановская область г. Заволжск, ул. Школьная 1; тел: 84933321652 E-mail: zavolgschool@mail.ru © 2024