Мониторинг "Качество приема в вузы - 2011", подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал, что в этом году наметился рост интереса абитуриентов с высокими баллами к некоторым техническим и инженерным специальностям. Результаты мониторинга комментирует директор Центра образования № 548 "Царицыно", член Общественной палаты РФ, член экспертной группы № 8 "Новая школа" по обновлению Стратегии-2020 Ефим Рачевский.
- Ефим Лазаревич, в 2011 году Минобрнауки сократило набор на гуманитарные и социально-экономические направления подготовки, при этом, как и в предыдущие годы, приоритетными для государства объявили инженерные и технические факультеты. Как вы считаете, это отвечает сегодняшним устремлениям выпускников школ?
- Безусловно. Мы уже много лет "отслеживаем" судьбу выпускников нашей школы, я примерно представляю, куда собираются поступать наши сегодняшние ученики 10-11 классов.
Если в 2007-2009 годах самыми популярными вузами среди хорошо успевающих ребят были НИУ ВШЭ, МГУ и Госуниверситет управления (ГУУ), то в прошлом, 2010 году, в "тройку лидеров" впервые за последние годы вошел Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Туда шли те, кто хорошо учился.
Среди тех, кто окончил 11-й класс, в ГУУ, честно говоря, собираются в основном не самые лидерские группы ребят, а лучшие намерены пойти в МИФИ, НИУ ВШЭ и МГУ. Наличие МИФИ в этой тройке показывает, что инженерное образование востребовано, и эта тенденция будет расти.
- Ректор МФТИ Николай Кудрявцев в ходе обсуждения итогов мониторинга заявил, что в низком качестве абитуриентов большинства инженерных вузов виноваты школы. И не он один говорит о снижении качества естественнонаучной подготовки школьников за последние 20 лет.
- В этой тенденции нет ничего удивительного. В начале 1990-х годов интерес к техническим профессиям резко упал, начало ухудшаться материально-техническое соответствующих вузов, причем первыми пострадали факультеты и кафедры физики, химии, биологии педагогических вузов, где и раньше с оборудованием были проблемы. Прибавьте к этому двойной отрицательный отбор — сначала в педвузы идут школьные троечники, потом не лучшие из этих троечников учатся на учителей физики и химии, а после этого не самые успешные выпускники педагогических вузов идут работать в школы. Так что одна из проблем – уровень подготовки учителей, которые ведут соответствующие предметы.
- Мониторинг показал, что в педагогических вузах, несмотря на небольшое сокращение бюджетных мест, по всем направлениям ситуация осталась сложной: сильные абитуриенты туда не идут.
- Я регулярно принимаю на работу учителей и вижу, как ситуация становится все хуже и хуже. Но не все педвузы плохи. Например, мне нравятся выпускники Тульского педуниверситета имени Толстого, хорошо работают Московский гуманитарный педагогический институт и Московский государственный педагогический университет, там средний балл в этом году больше 60.
- Дальнейшее сокращение бюджетных мест, о котором говорил Андрей Фурсенко, улучшит ситуацию в целом?
- Думаю, что нет. Я понимаю, почему такая идея возникла – ведь за последние 6 лет в 1,5 раза сократилось количество учащихся школ, число школ заметно уменьшилось, а выпускников педвузов столько же. Вакансий для них в школах нет – зачем столько учить за государственный счет?