юПедсовет
Тема : «Формы и методы организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников». Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Задачи: • Активизировать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в педагогической деятельности • Содействовать овладению педагогами приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации учащихся к ЗОЖ • Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся в лицее Этапы педсовета: 1 этап – подготовительный • Создание организационной группы, распределение поручений. • Проведение микроисследований среди учащихся, родителей, педагогов. • Подготовка вопросов для обсуждения и списка рекомендованной литературы по определенным проблемам. • Организация консультаций для выступающих на педсовете. • Оформление помещения: расстановка столов, оформление выставки методической литературы, создание интерьера. Форма проведения педсовета: тренинг 2 этап – педагогический совет
План: 1. Энергезатор –приветствие 2. Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности: мозговой штурм «Ассоциации»( на слово «здоровье») 3. Информационный блок : «Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека и учащихся» (Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья) • данные мониторинга физического здоровья учащихся лицея • данные анкетирования пед.коллектива и учащихся 4. Приобретение практических навыков : упражнение «Жизнь с болезнью» 5. Информационный блок : «Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека и учащихся» (Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья) • данные анкетирования педагогического состава 6. Приобретение практических навыков : упражнение «Степной огонь» ( на осознание механизма распространения негативных эмоций) 7. Информационный блок : «Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека и учащихся» (Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения) • Влияние мировоззрения человека на формирование здоровье-сберегающего пространства 8. Приобретение практических навыков избавления от отрицательных эмоций: мозговой штурм: «Найти позитив в негативе» ( работа в группах ) 9. Информационный блок : «Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека и учащихся» (Организация учебно-воспитательного процесса) • Метод проектов, как система организации учебно-воспитательного процесса в рамках здоровье-сберегающих технологий. ( выступление Сергеевой С.Ю., учителя географии ) 10. Завершение работы. Рефлексия. 11. Решение педсовета:
• Заместителям директора по УВР, осуществить контроль за степенью использования педагогами в своей работе здоровьесберегающих приемов, методов и форм; • Руководителям предметных МО планировать проведение открытых уроков с использованием здоровьесберегающих технологий; • Заместителю директора по ВР, начать работу по созданию банка методических разработок здоровьесберегающих внеклассных мероприятий • Заместителю директора по УВР, координирующему деятельность в рамках программы «Здоровье», совершенствовать работу, направленную на реализацию программы, с целью сохранения и укрепления здоровья школьников. Ведущий педсовета: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим педсовет-тренинг. Его тема: «Формы и методы организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников». Цель - выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач, а именно: • Активизировать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в педагогической деятельности • Содействовать овладению педагогами приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации учащихся к ЗОЖ • Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся в лицее Сегодня у нас не обычный педсовет, а педсовет- тренинг. Психологический термин «тренинг» происходит от англ. «to train»- обучать, тренировать. В широком смысле тренинг – это: Познание себя и окружающего мира; Изменение «Я» через общение; Общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке Эффективная форма работы для усвоения знаний Инструмент для формирования умений и навыков Так как , тренинг подразумевает наличие всех форм деятельности, а именно: Труд, Общение, Игра, Обучение, то и начнем мы свою работу с приветствия. Хочу сразу же оговориться, что все, что мы сегодня с вами будем делать несет в себе определенную смысловую нагрузку, которую я буду пояснять после каждого этапа. 1. Энергезатор- Приветствие: 1. Здравствуй, друг(рукопожатие) 2. Ты пришел?(положить руку на плечо) 3. Я не ждал( развести руки в стороны) 4. Как я рад!( обнять друг друга)
Как вы думаете, каково назначение данного упражнения и где его можно использовать?- Упражнения-энергезаторы призваны снять напряжение, настроить на позитивное восприятие. Их можно использовать на классных часах, уроках, как минутки отдыха, переключающие внимание с одного вида деятельности на другой. 2. Сегодня наш педсовет посвящен здоровью. Французский писатель –сатирик Жан де Лабрюйер, живший в 17в сказал: «Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». А какие ассоциации рождает у вас слово «здоровье»? Мозговой штурм: «Ассоциации»( все высказывания записываются на пустом слайде) Как вы думаете, на что направлено данное упражнение, что оно позволяет выяснить? (первоначальные знания по данной теме, уровень подготовки) Итак, мы с вами услышали друг друга, но что же такое здоровье по Уставу Всемирной организации здравоохранения?(слайд): «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» 3. Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Какие же факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека и учащихся в частности можно выделить? • Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья • Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья • Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения • Внутришкольные факторы (гигиенические условия, организация учебно-воспитательного процесса) Остановимся на каждом в отдельности по порядку. 1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Как видно из определения здоровья, оно включает в себя три понятия: здоровье физическое, психическое и духовное. Мониторинг физического здоровья школьников, который был проведен в период с 17.10 по 31. 10, с целью отслеживания динамики заболеваний за 2005-2007 уч.год выявил следующие результаты: • рост сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний • снижение желудочных заболеваний, опорно-двигательного аппарата • значительное сокращение респераторных инфекций Причины : 1)возрастающая информационная нагрузка, переутомление 2)нестабильная эмоционально-психологическая среда жизни Положительные изменения связаны с 1)организацией полноценного питания учащихся 2) с грамотным подходом к организации учебных и внеклассных занятий по физической культуре Для выявления самооценки здоровья у учащихся и педколлектива , а также их мотивации на ЗОЖ, среди учащихся 8-11 классов и учителей в период с 17.10 по 31.10.2008 было проведено анкетирование. Всего в исследовании принимали участие 187 школьников и 38 педагогов. Им было предложено ответить на 11 вопросов. Основными из которых были следующие: • Что могло бы побудить Вас изменить свой образ жизни на более совершенный?: тяжелая болезнь смерть близкого человека пример авторитетного человека ничего • Оцените состояние своего здоровья по пятибалльной шкале в настоящий момент год назад • Что вы делаете, чтобы быть здоровым? • Оцените по пятибалльной системе , кто повлиял или что повлияло на Ваше отношение к здоровью? образ жизни семьи родители книги, журналы , телепередачи уроки биологии, физ-ры, ОБЖ занятия в спортивных секциях друзья
Проведенное анкетирование 8-11 классов позволило установить самочувствие учащихся на данный момент времени. Как видно из графиков Самочувствие учащихся 11-х классов значительно лучше 8-х, что конечно же связано с перестройкой организма и подростковом периоде, который начинается в 7-м и утихает в 9-м классе. В целом обстановка следующая:53% учащихся считают, что их состояние здоровья осталось без изменений по сравнению с прошлым годом, 25%, что улучшилось и 19 %- ухудшилось. При таком положении, почти 65 % учащихся на вопрос « что заставило бы вас изменить свой образ жизни на более совершенный» ответили, что лишь «тяжелая болезнь», 21%- «смерть близкого человека» 6%- «ничего». Для сравнения: среди учителей на тот же самый вопрос 87 % ответили, что болезнь, и 2 % -что их ничего не заставит изменить свой образ жизни. О чем говорят эти данные?- о том, что действительно уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья в нашем лицее достаточно низкий. Как его повысить? – Начинать нужно с себя. 4. Упражнение «Жизнь с болезнью» Задание :На каждом из листочков напишите по одному из значимых для Вас объектов, то, что(кого) Вы, не хотите терять, от чего(кого) не хотите отказываться Условие:1) Представьте, что вы больны и не можете пользоваться или иметь то, что вам дорого. Отдайте мне одну из бумажек.2) Жизнь непредсказуема и нередко случается так, что за суетой мы не слышим сигналы, посылаемые нам организмом, нам кажется, что мы поправились, а болезнь просто отошла на какое-то время, чтобы вернуться с новой силой и стать не излечимой. И второй раз отнять у вас то, что дорого. Ученые посчитали, что по своим физиологическим характеристикам человеческий организм рассчитан на среднюю продолжительность жизни в 150-200 лет, поэтому особенно обидно, когда мы по своей вине из-за небрежного отношения к своему образу жизни уходим намного раньше отведенного срока, делая для себя недостижимым то последнее, что является для нас ценностью. И я прошу Вас сейчас скомкать листок и выбросить в урну Уважаемые коллеги, у меня к Вам вопрос: что вы испытали, чему учит на Ваш взгляд данное упражнение и где его можно применить? ( осознание своих ценностей и возможности их потерять) 5. Слайд №8(вернуться) Вторым фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на здоровье является по данным Международной педагогической академии является несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья. Анализ анкетирования педагогического состава нашего лицея показал следующие результаты. • Ответы педагогов на вопросы анкеты свидетельствуют об их высокой компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни , но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учителя сами нездоровы и невольно подают соответствующий пример своим воспитанникам. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников». А ситуация со здоровьем у наших учителей следующая: Лишь у 5-х из опрошенных отсутствуют хронические заболевания На сегодняшний момент лишь 12 человек оценили состояние своего здоровья на 4б, 17- на 3б, и 9 человек чувствуют себя на 2. По сравнению с прошлым годом состояние здоровья не изменилось у 44% опрошенных, улучшилось – у 16%,ухудшилось у 40%. И это результаты анализа лишь физического здоровья. Но мы с вами помним, что у здоровья 3 составляющих: физическое, психическое и духовное. На психическое здоровье любого человека влияет психологическая атмосфера коллектива в котором человек пребывает. С целью выяснения психологического микроклимата в нашем коллективе учителям была предложена следующая анкета : «Оцените состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества» Результат среднего арифметического перед вами. Состояние психологического микроклимата в нашем коллективе ниже среднего. Почему? Причин каждый из вас назовет множество, но суть их одна- это стрессовые или негативные ситуации, в которые каждый из нас попадает придя на работу . 6. Прежде, чем устранять причину необходимо знание механизма того, как эта причина проявляется. Для этого нам необходимо сыграть в игру под названием «Степной огонь» , наглядно демонстрирующую пути распространения негативных эмоций Условие её таково: я сейчас вам раздам карточки, что на них написано или не написано вы должны держать строго в секрете и никому не показывать и не говорить. Задание следующее: необходимо каждому собрать по три подписи на свою карточку и сесть на свое место Ведущий раздает участникам карточки и объясняет правила игры. По окончании игры ведущий просит участника с крестиком на карточке встать и объясняет, что «вы та, которая попала в стрессовую ситуацию и испытала кучу негативных эмоций, начиная от злости и раздражения и заканчивая обидой оскорблениями и слезами. Мысль,порождаемая человеком и тем более озвученная обладает универсальной энергией . Сила мысли огромна. Ученые примерно подсчитали,что энергия информационного поля человека во столько раз больше энергии распада атомного ядра,что для этого числа просто нет названия.Представляете, какой невидимый энергетический удар получают те,на кого выбрасываются негативные эмоции.?Теперь я прошу встать всех тех, у кого на бумажках есть подписи этого человека . Вы- те, кто передал это дальше. И т.д. – теперь вы видите механизм формирования той среды в которой мы живем и работаем .Но у нас есть те, у кого на листочках стоит буква «в» -это воздержавшиеся, те кто не стал распространителем. Скажите, трудно было удержаться и какие чувства вы испытывали при этом?(идет обмен мнениями) А каков выход из сложившейся ситуации, когда близкий и родной человек вываливает на тебя весь свой негатив? 7. С этим вопросом связан следующий этап нашей работы по раскрытию третьего фактора оказывающего неблагоприятное воздействие на здоровье человека, а именно: Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Отсутствие этой системы частично объясняется отсутствием единого мировоззрения ученого мира на возникновение болезней. Ранее считалось, что причина любой болезни( если она не наследственная) лежит вне организма. Сейчас в связи с комплексным подходом к здоровью как единой системе из трех составляющих – тела души и духа все больше говорят о причинах возникновения болезней, лежащих в нас самих. Существует точка зрения что те или иные качества нашего характера напрямую связаны с появлением тех или иных заболеваний, например: Радикулит- поясница символизирует опору и поддержку. Поэтому любые перегрузки (физические и эмоциональные) будут сказываться на её состоянии. Страх и беспокойство за деньги, за свое финансовое положение и за свое будущее может способствовать болям в пояснице. Сердечно- сосудистая система символизирует способность радоваться жизни, жить в ладу с собой и с окружающим миром.Так боли в сердце, стенокардия часто возникают у людей с дефицитом любви к себе и людям. Им мешают любить застарелые обиды.ю жалость, страх,гнев. Они чувствуют себя одинокими или боятся одиночества Легкие- олицетворяют способность брать и давать. Проблемы с легким возникают от нашего нежелания или страха жить полной жизнью .Пневмония, туберкулез, рак – это лишь разные проявления скрытого подсознательного нежелания жить в том мире. И т.д. К подомным утверждениям можно относиться по-разному, но то, что наше психическое состояние влияет на наше физическое здоровье и у кого сомнений не вызывает. 8. Как же избавляться от отрицательных эмоций? Один из способов, используемый во многих психологических техниках, это метод «перевертыша», т.е. умение находить позитив в негативе Как это делается?- давайте и мы с вами попробуем. Для этого нам необходимо разбиться на команды. Каждой команде дана будет та или иная негативная ситуация. Задача - найти как можно больше позитива. Работа в группах(«мозговой штурм»):
Задание: Используя метод «перевертыша», «проживи» в позитиве создавшуюся ситуацию: • (красные): На первом педсовете Вам объявили о мониторинге знаний по вашему предмету • (зеленые): С этого года произошло ужесточение условий сдачи ЕГЭ • (желтые): По результатам к/р в ваших классах выявлено низкое качество знаний • (синие): На Ваш призыв к порядку на уроке ученик ответил грубым отказом • (черные):На планерке Ваша фамилия прозвучала в списке учителей недобросовестно выполняющих свои обязанности. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ-5 мин. 9. Огромное спасибо всем за работу, у нас остался не разобранным последний фактор, оказывающий негативное влияние на здоровье – это внутришкольный фактор- организация учебно-воспитательного процесса. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса, где основным типом учебных занятий является комбинированный урок , находится в противоречии с законами и закономерностями психолого – физиологической деятельности человека и теории управления. Школьники на таких уроках не видят смысла учения, не осознают своих перспектив. Следовательно, методика преподавания учебных предметов нуждается в изменении с тем, чтобы учесть в ней мотивационные аспекты деятельности. С одной из таких методик вы сегодня уже познакомились – это тренинг, элементы которого можно включать и в обычные уроки. С ещё одной инновационной методикой вас познакомит учитель географии Сергеева С.Ю (выступление педагога- практика) 10. Рефлексия Наш педсовет подходит к концу. И в его завершении нам подвести итог нашего педсовета, вынести и принять решение. С этой целью на столах лежат стикеры красного, зеленого и желтого цвета. Если вы считаете, что цели и задачи нашего педсовета выполнены полностью, а вы получили нужную информацию для своей дальнейшей педагогической деятельности, то возьмите зелёный стикер и прикрепите его на ватман перед своим уходом. Если же цели и задачи педсовета выполнены не полностью, а материал педсовета показался вам не особенно нужным и интересным для его использования в своей деятельности – прикрепите желтый стикер. Если же «потерянное время» - это единственное ощущение, оставшееся у вас после педсовета, то прикрепите стикер красного цвета. 11. Решение педсовета: • Заместителям директора по УВР, осуществить контроль за степенью использования педагогами в своей работе здоровьесберегающих приемов, методов и форм; • Руководителям предметных МО планировать проведение открытых уроков с использованием здоровьесберегающих технологий; • Заместителю директора по ВР, начать работу по созданию банка методических разработок здоровьесберегающих внеклассных мероприятий • Заместителю директора по УВР, координирующему деятельность в рамках программы «Здоровье», совершенствовать работу, направленную на реализацию программы, с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
Используемые источники информации: 1. Д.В. Рязанова. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.:Генезис, 2003.- 138с. 2. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.: АПК и ПРО, 202. – 121с.
|