В июне всё внимание педагогической общественности было приковано к многочисленным нарушениям, выявленным в ходе проведения Единого Государственного экзамена. Тема, безусловно, важная и касается всех учителей, родителей и самих учеников, которым раньше или позже предстоит пройти через эту форму итоговой аттестации. Однако, на мой взгляд, главным (топовым) событием в сфере образования в июне оказался не ЕГЭ, а новый этап модернизации образования, полным ходом разворачивающийся в восьмидесяти двух субъектах Российской Федерации при незаслуженно низком внимании СМИ к этому важному вопросу.
Суть новой реформы заключается в следующем.
Материально-техническая база школ отныне будет обновляться не за счет средств региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. Речь идёт не обо всех школах, а о тех, которые находятся в регионах, согласившихся заключить с Министерством образования и науки РФ соглашение о софинансировании общеобразовательных учреждений. Предполагается, что таковых регионов к 1 августа 2011 будет – 82, (в предыдущем Комплексном проекте модернизации образования участвовала только треть субъектов Российской Федерации). Для выполнения своих обязательств Правительство выделяет 120 миллиардов рублей, которые в ближайшие два учебных года в виде субсидий будут поступать в региональные казначейства: первый транш 20 миллиардов рублей поступит до 1 сентября 2011 года, второй - 30 миллиардов рублей – до 15 февраля 2012 года, и так далее. Ожидается, что на эти средства регионы смогут приобретать оборудование (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых), подключать учреждения образования к скоростному Интернету и организовывать дистанционное обучение, приобретать транспорт для перевозки учащихся, пополнять библиотечные фонды, производить текущий ремонт с целью приведения условий жизни школьников к последним требованиям СанПиНа, и осуществлять профессиональную переподготовку учителей и руководителей школ. Размер последующих субсидий будет зависеть от того, как регионы будут выполнять свои обязательства, оговорённые в Соглашениях. Обязательства регионов заключаются в том, что средства, ранее выделяемые из региональных бюджетов на материально-техническое обновление школ, с 1 сентября 2011 года будут направлены на повышение фонда оплаты труда учителей.
Тут всё - не просто.
Во-первых, фонд оплаты труда учителей в регионах, не участвующих в новом проекте модернизации образования, не изменится. Во-вторых, в регионах, участвующих в модернизации, повышение фонда оплаты труда коснётся только учителей. Увеличение заработной платы педагогов дополнительного образования, библиотекарей, психологов, социальных педагогов, педагогов - организаторов, замов по воспитательной работе, школьных администраторов и других работников школ - пока не предусмотрено. Вопрос обсуждается, но понятно, что с 1 сентября никаких изменений в заработной плате этим категориям работников школ ждать не следует. В-третьих, фонды оплаты труда учителей повысят не всем школам, а тем, в которых действует новая система оплаты труда (Фактически это означает, что в большинстве школ, где до сих пор нсот была не введена, к 1 сентября 2011 года она, скорее всего, введена будет). В-четвертых, фонд оплаты труда учителей повысят не в базовой части ФОТ, а в его стимулирующей части, и размер стимулирующей части заработной платы будет зависеть от рейтинга учителя, от его трудовых достижений и нагрузок (то есть повышение реальной заработной платы будет у всех разное). В-пятых, несмотря на то, что с высоких трибун говорилось о повышении фонды оплаты труда учителей с 1 сентября 2011 года на 30%, вероятнее всего, регионы первоначально увеличат ФОТ учителей на 23,5%, так как на 6,5% зарплата всех работников казенных, бюджетных, автономных учреждений с 1 июня 2011 года уже была увеличена за счет средств Федерального бюджета (Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 957-р). Первосентябрьское повышение фонда оплаты труда учителей будет лишь началом выполнения своих обязательств со стороны регионов, так как согласно тем же соглашениям, заключаемым с Министерством образования и науки РФ, субъекты Федерации обязуются к 2013 году - довести среднюю зарплату учителя в регионе до средней зарплаты в экономике по этому региону. Может, так оно всё и случится, и фортуна не изменит своего отношения к учителям после выборов. Как говорится, дай-то Бог!
Почему эта тема стала актуальной именно сейчас?
Говорилось об этом уже весной, но 31 мая 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин подписал Постановление Правительства №436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования». Постановление утвердило Правила предоставления и методику распределения субсидий. Правила оговаривают: - условия предоставления субсидий, - пункты соглашения между Министерством образования и регионами (именно в соглашениях будут подробно прописаны все условия софинансирования общего образования в регионах – нормативно-подушевое финансирование школ, наличие нсот или графика её введения, план-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений, последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности предоставления субсидии и др.), - методику расчета размера субсидий, - оценку эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии.
Показателями результативности предоставления субсидии являются: а) соотношение среднемесячной заработной платы учителей в регионе и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона; б) доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования); в) доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей; г) доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей; д) доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений; е) динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Следовательно, для получения субсидий региональные власти будут заинтересованы в увеличении среднемесячной заработной платы учителей, всех вышеописанных показателей и увеличении общей экономии топливно-энергетических ресурсов в регионе (Экономия электроэнергии напрямую коснётся и школ!). При несоблюдении условий соглашения со стороны исполнительной власти субъектов РФ субсидирование будет приостанавливаться. Неосвоенные до конца финансового года остатки субсидий будут возвращаться в федеральный бюджет. Сейчас, чтобы успеть привести систему образования в регионах в соответствие с новыми условиями и требованиями, описанными в постановлении Правительства №436 и прилагаемых Правилах, нужно в ближайшие 2 летних месяца в условиях цейтнота разработать, согласовать, принять, ввести в действие все необходимые документы по модернизации региональных систем образования, изменить финансовые потоки, ввести новую систему оплаты труда учителей (где её ещё нет), и сделать много другой необходимой работы. И такая работа уже ведётся. Постановление О порядке предоставления субсидий было подписано 31 мая 2011 года, семинар - совещание с представителями органов исполнительной власти регионов состоялся в Москве 10 июня, на текущей и следующей неделях совещания проходят в регионах, городах и школах, к 1 августа будут разработаны и подписаны все соглашения с регионами, и с августа финансирование школ изменится. Сложно предполагать - в какую сумму обойдётся реформа самим регионам, все ли регионы смогут выполнять свои обязательства перед Министерством образования и науки РФ с одной стороны, и перед учителями – с другой, выгодно ли будет школам участвовать в модернизации, улучшится ли материально-техническое оснащение школ, как будут жить сельские школы, на много ли увеличится реальная зарплата учителей, будет ли реформа осуществляться в реальности или только на бумаге. Вопросы, на которые ответов пока нет.
|