Сформулирована основная цель образования. Произошло это на Петербургском образовательном форуме в конце прошлой недели. «Самостоятельность школ – как элемент инновационного климата» – такой тезис выдвинул директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко на состоявшемся в рамках форума семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – школа инноваций».
Новые образовательные стандарты, самостоятельность школ, поддержка талантливых учеников и изменения в положении об аттестации учителей – вот в чем нуждается страна, чтобы перейти от сырьевой экономики к инновационной, уверены чиновники.
Генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель проекта по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александр Кондаков слегка поправил основную цель, поставив на первое место слово «воспитание». «Мы сформулировали основную цель российского образования: воспитание, социально-экономическая поддержка, становление развития высоконравственного, ответственного, инициативного, авторитетного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности», – сказал он.
О самостоятельности школ плотно говорят «в верхах» уже давно. И ранее всего стали думать о финансовой самостоятельности. Предоставлять ее выборочно школам начали еще в 2005–2006 годах. И сегодня все более или менее воспринимают именно такую свободу школ.
Хотя власть предполагает еще самостоятельность «учебную и правовую». Школа должна показать налогоплательщикам – сколько и на что она тратит. И для школ открываются лицевые счета. А дальше… А дальше – фактически это все. В решении каких-то других финансовых вопросов большинство отечественных школ неподъемно. И мало что изменится в ближайшее время, потому что учебные заведения продолжат действовать в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Самостоятельное решение каких-то важных вопросов бюджетной политики школы будет вдобавок еще какое-то время ограничиваться сопротивлением вышестоящего районного начальства. Вряд ли оно пожелает быстро расстаться с рычагами влияния.
Система отношений школьных коллективов с местными органами образования несет черты прошлого. И что интересно... С одной стороны, учителя ждут предписаний «сверху». С другой стороны, воспринимают их чаще всего отрицательно. Курс на новую школу требует корректуры этих отношений.
Не стоит сбрасывать со счетов, что подготовить старый директорский корпус работать по-новому за короткое время тоже архисложно. Нынешние директора в основном беспомощны в решении финансовых вопросов. «Директор школы – это не только самый главный, самый лучший учитель, но и организатор, который разбирается и в вопросах, связанных с управлением, и в вопросах, связанных с финансированием», – объяснил будущность директоров школ министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко. И правильно. Только где найти таковых, еще и при несовершенстве законодательства?
Эксперты Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) уверены, что обрести настоящую финансовую независимость школы смогут лишь при условии дальнейшего развития общественного управления. Но этому мешает один важный момент – общество должно захотеть самостоятельности школ.