Излагается современная концепция антикризисного управления организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики с позиций фундаментального подхода к пониманию антикризисного управления. При этом не упускаются из виду потребности практической деятельности современного менеджера. Учебник принципиально отличается от подобных изданий тем, что рассматривает источники, причины и проявление кризисов во всем разнообразии взаимосвязанных тенденций развития организации. Некоторые проблемы антикризисного управления рассматриваются здесь впервые. Например, государственное регулированием! кризисных ситуаций, кризисы в системе государственного управления, роль профсоюзов в антикризисном управлении и др. Учебник могут успешно использовать студенты при подготовке по специальности «Антикризисное управление», а также других специальностей направления «Менеджмент». Он будет полезен аспирантам, преподавателям и практическим работникам-менеджерам, работающим в сложных условиях экономического кризиса в нашей стране.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 9 Часть первая. КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРО- И МИКРОРАЗВИТИЯ 14 Глава 1. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 14 1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения 14 1.2. Типология кризисов 19 1.3. Признаки кризиса: распознавание и преодоление 24 1.4. Человеческий фактор антикризисного управления 26 Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 29 2.1. Сущность и закономерности экономических кризисов 29 2.2. Причины экономических кризисов 31 2.3. Фазы цикла и их проявление 36 2.4. Виды экономических кризисов и ихдинамика 39 Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 42 3.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций 42 3.2. Роль государства в антикризисном управлении 49 3.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 55 Глава 4. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 74 4.1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления 74 4.2. Причины и последствия кризисов государственного управления 79 4.3. Системный кризис государственного управления 82 4.4. Преодоление кризисов государственного управления 92 4.5. Реформы как средство антикризисного управления 96 Глава 5. КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ 100 5.1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации.. 101 5.2. Возникновение кризисов в организации 103 5.3. Тенденции циклического развития организации 110 5.4. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития организации 118 Часть вторая. ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 125 Глава 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 125 6.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 125 6.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 128 6.3. Признаки и особенности антикризисного управления 131 6.4. Эффективность антикризисного управления 1 4 0 Глава 7, ДИАГНОСТИКА КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ 146 7.1. Основные параметры диагностирования 146 7.2. Этапы диагностики кризиса 150 7.3. Методы диагностики кризиса 150 7.4. Информация в диагностике 152 7.5. Диагностика банкротства предприятия 154 Глава 8. МАРКЕТИНГ В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 160 8.1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении 160 8.2. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация 166 8.3. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении 172 Глава 9. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 181 9.1. Роль стратегии в антикризисном управлении 1 8 1 9.2. Разработка антикризисной стратегии организации 184 9.3. Реализация выбранной антикризисной стратегии 192 9.4. Организация осуществления антикризисной стратегии 196 Глава 10. БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 199 10.1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия 199 10.2. Роль и деятельность арбитражного суда 200 10.3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур 202 10.4. Ликвидация обанкротившихся предприятий 208 10.5. Реорганизация и ликвидация кооператива 210 Часть третья. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 213 Глава 11. РИСКИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 213 11.1. Природа и классификация управленческих рисков 213 11.2. Антикризисное управление риском 221 11.3. Методы оценки регионального инвестиционного риска 226 Глава 12. ИННОВАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 231 12.1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления 231 12.2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении 238 12.3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития 243 12.4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса 249 12.5. Инновационные проекты, критерии их отбора 253 Глава 13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 261 13.1. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении 261 13.2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов 264 13.3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий 2 6 8 13.4. Методы оценки инвестиционных проектов 271 Глава 14. ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 283 14.1. Понятие технологии антикризисного управления .283 14.2. Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации 284 14.3. Технология разработки уравленческих решений в антикризисном управлении 288 14.4. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления 299 Часть четвертая. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 309 Глава 15. МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 309 15.1. Конфликты в развитии организации 309 15.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 312 15.3. Процессуальные характеристики конфликта 315 15.4. Антикризисное управление конфликтами 318 Глава 16. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 323 16.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 323 16.2. Система антикризисного управления персоналом 326 16.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 332 16.4. Принципы антикризисного управления персоналом 335 Глава 17. МЕНЕДЖЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ 345 17.1. Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении 345 17.2. Модель менеджера антикризисного управления 350 17.3. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении 355 Часть пятая. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 362 Глава 18. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 362 18.1. Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении 362 18.2. Социальное партнерство в антикризисном управлении 366 18.3. Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления.... 371 18.4. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами 378 18.5. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса 386 Глава 19. ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 390 19.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программа вывода американской экономики из кризиса 390 19.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 394 19.3. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Chrysler 398 19.4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 404 Заключение 409 Глоссарий 411 Приложения 422
Формат: pdf / zip |