3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
Первое систематическое учебное пособие по спецкурсу, которое может использоваться и в курсах «Введение в литературоведение», «Теория литературы». Цель пособия - научить грамотно анализировать как произведение в целом, так и отдельные его стороны: тематику, проблематику, идейный мир, художественную речь, сюжет, композицию и др. Содержит основы методологии и систему методических приемов работы с произведением, конкретные примеры анализа, в основном произведений русской классики. Материалы для самостоятельной работы (контрольные вопросы, упражнения и т. д.) нацелены на практическое усвоение курса.
Чрезвычайно современная и полезная для преподавателя литературы книга: на научной теоретической основе автор обучает практическим приемам анализа художественного произведения. Программы литературного образования в школе, созданные в последнее десятилетие, в качестве концептуальной идеи определяют изучение художественного произведения как произведения искусства. Учебное пособие А.Б. Есина помогает осмыслить специфику литературы как вида искусства, углубляет представление преподавателей о методике целостного анализа художественного произведения, формирует систему профессиональных умений аналитической работы с текстом.
Книга состоит их четырех разделов: «Теоретические и методологические предпосылки литературоведческого анализа», «Структура художественного произведения и ее анализ», «Целостное рассмотрение художественного произведения», «Виды вспомогательного анализа». В конце каждого раздела сформулированы вопросы для самоконтроля, а также даны упражнения по закреплению приемов анализа и рекомендуемые для самостоятельной работы тексты. Книга помогает овладеть широким кругом умений читательской аналитической деятельности, например, как проанализировать тематику, проблематику, идейный мир художественного произведения; что такое композиция и каковы пути композиционного анализа литературного произведения.
Знакомство и работа учителя литературы с книгой А. Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения» позволит ему выйти на новый уровень понимания целей и задач литературного образования в современной школе.
СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА 2. НАУЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ II СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ 1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 2. ТЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ 4. ИДЕЙНЫЙ МИР 5. ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ 7. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ III ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 2. ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 3. ПОЗНАНИЕ ФОРМЫ. СТИЛЬ 4. ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРОЧНОГО АНАЛИЗА IV ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АСПЕКТЕ РОДА И ЖАНРА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОНТЕКСТА ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИКА АНАЛИЗА И ЛИЧНОСТЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДА
Андрей Борисович Есин (1954–2000) — кандидат филологических наук, доцент Высших Столыпинских курсов, в течение 20 лет преподавал в педагогических вузах Москвы. Автор более 50 печатных работ, наиболее известные из них: «Психологизм русской классической литературы» (1988), «Литературное произведение: типологический анализ» (1992), «Как самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе» (1992, 1996) и др. |