Учебное пособие. Выпуск второй. Советская классика. Новый взгляд. Творчество Горького, Маяковского, Леонова, Шолохова и др. Каждая глава завершается вопросами и заданиями. - Учебник для вузов.
Основу «Истории русской литературы ХХ века. Первая половина» составили коллективные и индивидуальные оригинальные научные исследования, обеспечивающие возможность современной интерпретации русской литературной классики первой половины ХХ века. Впервые целостно представлено развитие русской литературы указанного периода. Обоснованно выделен важнейший этап литературного развития – первая треть ХХ в.; определены ведущие параметры его характеристики в сопоставлении с литературой 1930-1940-х гг. В предлагаемой «Истории…» учитывается разный уровень подготовленности читателей, он не ограничивает их минимумом знаний, а позволяет свободно ориентироваться в оценках современного литературоведения, вырабатывать свой взгляд на литературный процесс.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение Социалистический реализм в контексте литературной эпохи
Современные дискуссии о социалистическом реализме Генезис социалистического реализма «Социалистический реализм» и «реализм» Литературные группы 20-х гг
скифы леф имажинизм конструктивизм серапионовы братья перевал пролеткульт «кузница» и вапп другие группы вапп рапп судьба вокп обэриу
Литературные объединения и журналы русского зарубежья Ликвидация литературных групп и дальнейшая судьба социалистического реализма Вопросы и задания
Максим Горький
Горький в исследованиях последних лет Первый период творчества «На дне»
дискуссии вокруг образа луки роль луки в развитии сюжета лука и сатин
Человек и окружающий мир в произведениях Горького «Несвоевременные мысли» Горький и революция Рассказы 1922-1924гг. Рассказ о необыкновенном «Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению Роман об Артамоновых и «Фома Гордеев»
судьбы поколений тема революции в романе
«Жизнь Клима Самгина» Вопросы и задания
Владимир Маяковский
Маяковский в дискуссиях разных лет Маяковский и футуристы Раннее творчество. Образ лирического героя Жанровое и стилевое своеобразие Художественное новаторство Рифма Маяковского Поэтический словарь «Облако в штанах»
«долой вашу любовь» «долой ваше искусство» «долой ваш строй» «долой вашу религию»
Маяковский после октября Сатира Маяковского Вопросы и задания
Сергей Есенин
Раннее творчество Песнь о «братьях наших меньших» Путь к признанию Образ лирического героя. поэтизация общечеловеческого Есенин и новокрестьянские поэты Есенин и революция «Москва кабацкая» «Любовь хулигана» Образ России «Анна Снегина» «Персидские мотивы»: реалистические картины инонационального мира Последние дни Смерть поэта Судьба наследия Сергея Есенина Вопросы и задания
Александр Фадеев
«Разгром»
образы партизан критика о Павле Мечике Мечик - alter ego автора традиции л. толстого противоречия авторской позиции объективный смысл романа
«Последний из удэге»
образ елены костенецкой интеллигенция и революция гуманистический пафос романа тема удэге мастерство раскрытия инонационального характера
«Молодая гвардия» Предсмертное письмо А.А. Фадеева Вопросы и задания
Михаил Шолохов
Донские рассказы «Продкомиссар» От «родинки» к «чужой крови» «Тихий дон»: историческая основа романа
оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций Григорий Мелехов как трагический характер Особенности жанра и поэтики Проблема авторства «Тихого дона»
«Поднятая целина»
отношение Шолохова к коллективизации к интерпретации образа Щукаря
«Судьба человека»
композиция и жанр
Вопросы и задания
Леонид Леонов
Леонов как творческая индивидуальность «Дорога на океан». философская проблематика
социальная проблематика особенности сюжета и мастерство психологического анализа своеобразие инонационального характера
«Нашествие». Пафос сопротивления врагу
скрытый смысл трагедии семьи Талановых философский аспект образа Фёдора «нашествие» как социально-психологическая драма
Своеобразие соцреализма Леонова Итоговый роман «Пирамида» Вопросы и задания
Библиография |