В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.
Учебное пособие "Начала современного естествознания" состоит из двух книг: "Концепции и принципы" и "Тезаурос".
Примечание. Данное пособие встречается в Интернете на нескольких сайтах, но везде с очень плохим качеством. Чтобы избавиться от грязи пришлось все перевести в обычный txt и начать форматировать с нуля. Теперь оно выглядит более-менее неплохо. Обратите внимание, что в конце пособия более 400 тестовых вопросов с ответами.
СОДЕРЖАНИЕ (Нумерация страниц, ниже, по DOC варианту пособия) Предисловие 6
РАЗДЕЛ I. Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 9 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки 9 1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности 11 1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания 12 1.4. Методы научного познания 14 1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса 15 1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический 17 2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями. 20 2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания 21 2.2. Античные ближневосточные цивилизации 23 2.3. Античная Эллада (Древняя Греция) 26 2.4. Античный Рим 37 2.5. Античный Китай 40 2.6. Античная Индия 42 2.7. Арабское средневековье 43 2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя 45 2.9. Древние и средневековые Византия и Русь 46 2.10. Западноевропейское средневековье 49 2.11. Эпоха Возрождения 52 3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания 54 3.1. Объекты физического познания и структура физических наук 54 3.2. Концепции предклассического механистического естествознания 55 3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания 58 3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики 61 3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии 65 4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания 70 4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского 70 4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения 73 4.3. Концепции и принципы квантового естествознания 81 4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц 83 5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания 88 5.1. Концепции пространство и время 88 5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения 90 5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма 92 5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения 93 5.5. Концепции физического вакуума 95 5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания 97 5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний 99 6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной 101 6.1. Вселенная как понятие и объект познания 101 6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной 102 6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной 103 6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной 107 6..5. Реликтовое излучение Гамова 112 6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной 113 7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы 116 7.1. Планетная космогония 116 7.2. Геосферы и эволюция Земли 118 7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы 121 7.4. Географическая оболочка Земли 122 8. Концепции и принципы химического естествознания 124 8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция 124 8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья 129 8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития 130 8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов 131 8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии) 132 8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций) 134 8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем 134 9. Концепции и принципы биологического естествознания 137 9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук 137 9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода 138 9.3. Концепции начала и эволюции жизни 142 9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ 145 9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ 148 9.6. Основные концепции этологии 151 9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни 153 10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке 157 10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога) 158 10.2. Эволюционные концепции происхождения человека 158 10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека 161 10.4. Концепции этнологии 163 10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева 164 10.6. Совместная эволюция человека и биосферы 167 11. Антропный принцип и мега-история Вселенной 174 11.1. О понятии мега-истории Вселенной 174 11.2. Предыстория антропного принципа 175 11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза 176 11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути) 179 11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант 182 11.6. Магия (мистика) больших чисел 183 11.7. Слабая формулировка антропного принципа 185 11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа 186 11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной 187 12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации 190 12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания 190 12.2. Динамика возникновения диссипативных структур 191 12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции 194 12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего 196 12.5. Природные диссипативные структуры (стихии) 202 12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества 203 12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания 205 12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук 209 13. Математика и естественнонаучная реальность мира 216 13.1. Математизация как принцип целостности естествознания 216 13.2. Математика, математическая истина и теория познания 219 13.3. Непостижимая эффективность математики 222 Заключение 226
РАЗДЕЛ II. Список тем рефератов Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр) 228 Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр) 231 Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых» 235
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный Тесты к главе 1 240 Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания 240 Тесты к главе 2 244 Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях 244 Тесты к главам 3, 4 и 5 250 Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания 250 Тесты к главам 6 и 7 267 Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы 267 Тесты к главе 8 276 Концепции и принципы химического естествознания 276 Тесты к главе 9 285 Концепции и принципы биологического естествознания 285 Тесты к главам 10 и 11 297 Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной 297 Тесты к главе 12 301 Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации 301 Тесты к главе 13 305 Математика и естественнонаучная реальность мира 305 Ключи к тестам 308 ЛИТЕРАТУРА 317
|