Предыдущие издания (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8 1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8 1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9 1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13 1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21 1.2. Наука в духовной культуре общества 25 1.2.1. Особенности научного знания 26 1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27 1.3. Этика науки 30 1.3.1. Этика научного сообщества - 31 1.3.2. Этика науки как социального института 33 Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38 2.1. Методы научного познания 38 2.2. Структура научного познания 45 2.3. Критерии и нормы научности 52 2.4. Границы научного метода 55 Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59 3.1. Общие модели развития науки 60 3.2. Научные революции 64 3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70 3.4. Математизация естествознания 73 3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74 3.5.1. Глобальный эволюционизм 75 3.5.2. Синергетика — теория самоорганизации 79 3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84 Глава 4. Структурные уровни организации материи 89 4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92 4.2. Микромир: концепции современной физики 98 4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98 4.2.2. Волновая генетика 106 4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113 4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116 4.2.5. Физический вакуум 121 4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126 4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126 4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129 4.3.3. Структура Вселенной 134 Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143 5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143 5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150 5.3. Свойства пространства и времени 159 Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи 6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170 6.2. Методы и концепции познания в химии 172 6.3. Учение о составе вещества 174 6.4. Уровень структурной химии 177 6.5. Учение о химических процессах 179 6.6. Эволюционная химия 180 Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137 7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187 7.2. Сущность живого, его основные признаки 189 7.3. Происхождение жизни 193 7.4. Структурные уровни живого 197 7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199 7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202 7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208 7.8. Биоэтика 216 Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек 8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224 8.2. Человек и биосфера 227 8.3. Система: природа—биосфера—человек 228 8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228 8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230 8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233 8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234 8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237 8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239 8.5. Противоречия в системе: природа — биосфера — человек 245 8.5.1. Сущность и источники противоречий 245 8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246 Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания . 251 9.1. Человек — дитя Земли 251 9.2. Проблема антропогенеза 256 9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263 9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267 9.5. Социобиология о природе человека 274 9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276 9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281 9.8. Человек: индивид и личность 285 9.9. Экология и здоровье человека 289 Заключение 296 Важнейшие термины и понятия 300 Указатель имен 310 |