Книга является теоретическим исследованием, посвященным одной из сложнейших и актуальных искусствоведческих проблем - проблеме композиции картины. Объединив типологический и конкретно-исторический подходы и опираясь на богатый материал западноевропейской живописи XVII в., автор рассматривает теорию и практику композиции в диалектическом единстве. Анализируются произведения Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена, Вермера. Книга предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.
Оглавление От автора 5 Введение. Композиция как категория искусствознания 10 Глава I От средних веков к Новому времени: понятие композиции 16 Глава II Идея Синтеза 22 Глава III Идея Порядка 40 Глава IV Пространство, время, движение 59 Глава V «Театральность», или репрезентативность. Изобразительная риторика 98 Глава VI Проблема зрителя 126 Глава VII Живопись как форма мышления 147 Заключение 169 Примечания 172 Список иллюстраций в тексте 196 Список иллюстраций в альбоме 198 |