Книга архитектора, художника, исследователя искусства Вячеслава Локтева - результат многолетнего изучения и осмысления проблем художественного стиля на материале итальянского искусства XVI-XVII вв. (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, сценографии, поэзии...).
Нетрадиционный метод анализа, имитирующий композиционно-образное мышление художника и критическое осмысление опыта предшествующих исследователей проблемы стиля итальянского барокко приводит автора к принципиально новой интерпретации искусства барокко в целом и творчества Микеланджело как инициатора архитектурного и изобразительного полифонизма в искусстве.
Книга рассчитана на профессиональную и непрофессиональную аудиторию (историков и теоретиков, студентов архитектурных и художественных вузов, а также любителей искусства).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................. 8
I часть
КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.).................................................. 11
1. Скульптура................................................................................................................................................................................. . 13
Структура конфликта. Диалогическое восприятие........................................................................................................... . 13
Контрапост и анатомия............................................................................................................................................................ . 13
Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония.............................................. . 15
2. Живопись.............................................................................................................................................. ,................................... . 28
Композиционная техника противопоставлений................................................................................................................ . 28
Лексика архитектурного полифонизма .............................................................................................................................. . 30
Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника).................................................................................... . 31
Архитектурный «жест». Архитектурная «поза»................................................................................................................ 32
Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы)..................................................................................................... . 33
3. Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры...................................................... 66
Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа)............................................................. 67
Диапазон новой образности................................................................................................................................................... 68
4. Полифонический ансамбль (образ-метафора)................................................................................................................... . 88
Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений........................................................................................... 89
Политематическая композиция............................................................................................................................................. . 90
Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия
предшественников)................................................................................................................................................................... 91
Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции...................................................................... 92
Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд»...................................... 92
Конвертируемость композиционных приемов
(Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»)......................................................................................................... 94
Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания)...................................... 94
5. Этапы становления полифонической манеры............................................................................................................... 131
6. «Контрапост жизни».............................................................................................................................................................. 132
7. Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности.......................................................... 135
8. Композиция поведения......................................................................................................................................................... 138
9. Повод к драматизации мировосприятия
(духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» )................................................................................ 139
10. Предварительные итоги....................................................................................................................................................... 145
II часть
СИТЖЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО
(середина XVI—начало XVII в.)................................................................................................................................................. 149
1. Художественная атмосфера................................................................................................................................................ 151
Разнообразие исторических периодизаций стиля........................................................................................................... 151
Разброс мнений....................................................................................................................................................................... 153
2. Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств» ________ 154
Необходимое условие формообразования...................................................................................................................... 155
Эстетическая рефлексия стиля............................................................................................................................................ 155
3. Художественная практика. Композиционный аспект.................................................................................................. 158
Маньеризм и его интерпретаторы...................................................................................................................................... . 158
Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность...................................... . 159
«Классицизирующий академизм»...................................................................................................................................... . 162
4. Картина музыкальной жизни............................................................................................................................................... 201
5. Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы.............................................. 206
Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия.................................................................................... 206
Эмоции, настроение............................................................................................................................................................... 206
Импровизация, естественность — расчет......................................................................................................................... 207
Уточнение к Г. Вёльфлину.................................................................................................................................................... 209
К истории базиликального фасада
(проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио)........................................................................ 210
Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс......................................................... 212
Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона)...................... 214
6. Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан................................................. 222
7. Микеланджело да Караваджо (1571—1610)................................................................................................................... 255
8. Музыкальный стиль Венеции............................................................................................................................................. 272
9. Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля.... 278
Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект................................. 278
Тематика театрально-изобразительного контрапоста.................................................................................................... 279
10. Проблемы содержания стиля и причина барокко........................................................................................................... . 284
Поиск идеологической подоплеки стиля .......................................................................................................................... . 284
Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра...................................................................... . 287
От мировоззрения к структурным вопросам изображения......................................................................................... 288
Готическое и барочное мироощущение.......................................................................................................................... 290
Потребность в гармонии и деструктивный фактор........................................................................................................ 293
Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства............................................................................... . 294
События «исторического значения».................................................................................................................................. 296
Контрреформация.................................................................................................................................................................. 296
К истории нестроения............................................................................................................................................................ 298
Идеи — жизнеощущение — стиль...................................................................................................................................... 300
Устроение и нестроение духовного мира......................................................................................................................... 300
От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению........................................................................... 302
Барочная парадигма и барочная форма........................................................................................................................... 306
11. Направление стилевой эволюции....................................................................................................................................... 310
III часть
САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ... 311
О различиях в подходе к барокко......................................................................................................................................... 312
Композиционный метод Высокого барокко.................................................................................................................... 313
Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании.............................................................................................. 313
1. Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667).................................................................................................... 316
Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению............................................ 316
Модель пространственного мироощущения .................................................................................................................. 317
Одновременность «изнутри и снаружи».......................................................................................................................... 318
Поток превращений .............................................................................................................................................................. 319
Утрированная («неправильная») перспектива................................................................................................................ 320
Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления................... 321
Сопричастность пространству.......................................................................................................................................... .... 324
Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения...................................... 325
Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития»................................ 326
Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины...................................................... 328
Градостроительный барочный ансамбль......................................................................................................................... ... 331
Барочные «интерьеры» города........................................................................................................................................... ... 331
2. Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля....................................... ... 369
Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия............................................ ... 370
Проект ц. S. Anna Reale. Париж................................................................................................................................... ... 371
Проект Casale S. Filippo Nerl и др................................................................................................................................. ... 372
Вторая композиционная реформа барокко..................................................................................................................... ... 373
Востребованность типологических стереотипов Возрождения................................................................................... 374
Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической
выразительности.............................................................................................................................................................. ... 375
Универсальный язык полифонизма............................................................................................................................ ... 375
Метафорическая образность. Театрализованная выразительность.................................................................... ... 377
Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа............................................................... ...... 379
Стилевая проблематика в философских категориях....................................................................................................... ... 380
Архитектурный образ бесконечности............................................................................................................................... ... 380
Язык Гварини в системе барочного полифонизма........................................................................................................ ... 383
Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям —
«Placita Philosophica» Г. Гварини................................................................................................................................ 384
Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью —
«Метопа е architettura» ................................................................................................................................................. ... 384
Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка.
Стереометрия на службе контрапоста....................................................................................................................... 385
Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма.................................................. 386
Поэтика Гварини..................................................................................................................................................................... 386
Непрерывность полифонического ряда.................................................................................................................... 388
«Драматическая светотень»......................................................................................................................................... 388
Эстетическая ситуация.......................................................................................................................................................... 389
Гварини в ретроспективе стиля........................................................................................................................................... 389
3. Плафонисты и театральные декораторы конца XVII—XVIII в. От Высокого барокко
к «постбарочиой» манере...................................................................................................................................................... 416
Мастера театрального барокко........................................................................................................................................... 418
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ................................................................................................................................... 437
КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке)........................................................ 454
БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................................................... 475
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................................................................................................ 484 |