Книга является частью дилогии по курсу "История искусств", состоящей из учебников "Западноевропейское искусство" и "Отечественное искусство". В учебнике "История искусств. Отечественное искусство" рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века.
Третье издание (2-е - 1994 г.) значительно доработано: внесены изменения и дополнения. В учебнике сконцентрирована не только база необходимых систематических знаний по истории отечественного искусства, но изложен ряд современных представлений об идейно-стилистических особенностях его на каждом этапе, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; о характерных тенденциях в творчестве тех мастеров, в работах которых наиболее полно ярко отразились черты эпохи. В учебнике даны обобщенные характеристики отдельных видов искусства, чередующиеся с небольшими монографическими очерками. В данной книге, посвященной истории изобразительного искусства, имеется лишь самая общая характеристика архитектуры, особенно в моментах, когда она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. Намеренно не рассматривается и история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специфику. Кроме того, автор старался избавить текст от излишней детализации, второстепенных сведений, чтобы сосредоточить внимание студентов на самых важных явлениях в отечественной художественной культуре, отражающих основные проблемы времени. Автором сделана попытка дать объективную, правдивую картин развития отечественного искусства после октября 1917 г., рассказать о работах тех больших русских художников, имена которых были ввергнуты в небытие. При иллюстрировании учебника автор пытался отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие то или иное направление или того или иного мастера, чтобы создать по возможности целостное представление об особенностях развития разных эпох отечественного искусства. Наиболее скудно, к сожалению, представлены произведения молодых художников 70-90-х годов — в силу не зависящих от автора причин.
Книга оснащена научно-методическим аппаратом и хорошо иллюстрирована. Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей.
СОДЕРЖАНИЕ: ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 4 ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ 4 ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. XII – СЕРЕДИНА XIII ВЕКА 12 ИСКУССТВО В ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА И НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ (XIV – НАЧАЛО XV В.) 21 ИСКУССТВО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА КОНЦА XV–XVI ВЕКА 38 ИСКУССТВО XVII ВЕКА 48 РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 57 ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА 57 ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА 70 ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА 78 РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА 108 РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 108 РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 129 РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX–НАЧАЛА XX ВЕКА 152 ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 182 СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ОТ 1917 ДО 1941 ГОДА 182 ИСКУССТВО В 1941–1945 ГГ. 214 ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 40-Х – КОНЦА 50-Х ГОДОВ 222 ИСКУССТВО 60–80-Х ГОДОВ 230 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 251 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 257 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 257 |