География мировых экономических связей
Анализ международных экономических связей ставит своей целью выявление особенностей и закономерностей обмена специализированными видами товаров и услуг, изменения структуры мирового экспорта и импорта. За 1950-2000 гг. оборот мировой торговли возрос почти в 80 раз. Это свидетельствует об углублении процессов специализации экономик отдельных стран на производстве наиболее эффективной именно для них продукции с последующим обменом между производителями и потребителями.
География мировой торговли На отраслевую и территориальную структуру мировой торговли мощное воздействие оказала НТР, внесшая заметные коррективы в товарную структуру международной торговли: у многих видов натурального сырья появились сильные конкуренты (синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и т. д.), энергетические кризисы уменьшили относительное потребление нефти и других видов топлива за счет внедрения энергосберегающих технологий. В результате товарная структура мировой торговли к концу XX века претерпела коренные изменения: доля сырья снизилась в мировой торговле с 60 до 24 %, а доля готовых изделий соответственно выросла до 76 %. Главным итогом развития мировой торговли к концу XX века являлся чрезвычайно быстрый ее рост в Азии, доля которой за полвека увеличилась в 2,5 раза. Этот регион далеко обогнал Сев. Америку и становится все более мощным конкурентом Зап. Европы.
В Азии произошли значительные сдвиги во внешней торговле. Безусловный лидер ее в регионе— Япония, в перспективе Китай может стать ведущим торговым государством в Азии и вторым в мире после США.
Особенностью мировой торговли была и остается очень высокая ее концентрация по регионам мира. В последнее десятилетие доля двух ведущих регионов — Западной Европы и Азии уже превышает 70 %. Создание этих двух полюсов международной торговли меняет всю экономическую ситуацию в мире. На них все больше будут ориентироваться страны других регионов.
Роль Вост. Европы, Юж. Америки и Африки в мировой торговле невелика. Даже в лучшие годы их суммарная доля не превышала 25 %, а в последнее десятилетие упала менее чем до 10 %. В России в 90-е годы упадок сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности вынудил резко увеличить импорт продукции данных отраслей.
|